DOI: 10.47026/1810-1909-2023-1-32-41
УДК 947.084.8
ББК 63.3(2Рос.Мар)
О.А. КОШКИНА
Ключевые слова
Великая Отечественная война, Марийская АССР, управление аэродромного строительства, объект № 602, объект № 636, трудовая гужевая повинность
Аннотация
Отдельные аспекты истории регионов в годы Великой Отечественной войны не теряют своей актуальности и по сей день. Один из малоизученных вопросов – это строительство аэродромов в тыловых регионах. Целью исследования является изучение состояния аэродромного строительства в Марийской АССР и степени его завершения. Материалы и методы. Основу исследования составил анализ документов из фондов Государственного архива Марий Эл. Военно-воздушные силы страны остро нуждались в новых площадках для базирования тыловых частей. Спецстроительство было возложено на НКВД СССР, где были созданы Главное управление аэродромного строительства и соответствующие органы на местах. Результаты исследования. Первое постановление Государственного комитета обороны СССР о строительстве глубинных оперативных аэродромов и взлетно-посадочных полос было принято 15 июля 1941 г. В Марийской АССР строились два оперативных аэродрома (№ 602 и 636). Рабочие на спецстроительство привлекались по трудовой гужевой повинности. В результате правительственная комиссия приняла 22 сентября 1941 г. законченные объекты № 602 и 636. Также постановлением Государственного комитета обороны СССР от 8 марта 1942 г. на территории дислокации 75-го района авиационного базирования Московского военного округа было предусмотрено строительство оперативных аэродромов. На территории Марийской АССР нужно было закончить ранее построенные зимние аэродромы в поселках Куженер, Сернур, Новый Торъял, а также перенесенное летом 1942 г. строительство оперативного аэродрома из Татарской АССР (объект № 1280). Одним из важных моментов стало содержание аэродромов в осенне-зимний период. Для выполнения работ руководители районов прикрепляли отдельные колхозы к каждому аэродрому. Выводы. В условиях начального периода войны вопросы строительства оперативных аэродромов в короткие сроки пробрели особую значимость. Сеть аэродромов была создана на территории тыловых регионов, в том числе в соседних Чувашской и Мордовской АССР. В Марийской АССР формировали задерненные летные поля за счет недорогих местных материалов и в короткие сроки. Аэродромы выполняли не только резервные, но и учебные функции.
Литература
Сведения об авторе
Кошкина Ольга Анатольевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник направления «История», Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории имени В.М. Васильева, Россия, Йошкар-Ола (koshkina_81@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2482-9628).
Формат цитирования
Кошкина О.А. Аэродромное строительство в Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 1. – С. 32–41. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-1-32-41.