Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2023 – № 1. Тема выпуска: Исторические науки  /  ПОСМЕРТНАЯ СВАДЬБА В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЧУВАШЕЙ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ

ПОСМЕРТНАЯ СВАДЬБА В ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ И РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ЧУВАШЕЙ ЮЖНОГО ПРИУРАЛЬЯ

DOI: 10.47026/1810-1909-2023-1-50-63

УДК 393.05

ББК 63.5(2)

И.Г. ПЕТРОВ

Исследование выполнено в рамках Государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН на 2021–2024 гг.

Ключевые слова

чуваши, похоронно-поминальная обрядность, ритуал, приметы и поверья

Аннотация

В статье рассмотрены похоронно-поминальные обычаи и обряды чувашей, проживающих на территории Южного Приуралья, главным образом, приикского и прибельского бассейнов Республики Башкортостан. Выбор ареала исследования обусловлен тем, что похоронно-поминальные обычаи и обряды чувашей указанного региона в историко-этнологическом отношении изучены недостаточно, а имеющиеся исследования носят обобщенный или фрагментарный характер. Цель исследования – показать феномен так называемой посмертной свадьбы и ее локальные варианты, которые сохранились и бытуют в ритуальной практике указанной этнотерриториальной группы. Материалы и методы. Исследование проведено с использованием общенаучных методов анализа, синтеза, аналогии, систематизации и основополагающих принципов исторических исследований: историзма, объективности, системности и конкретности. Также использованы историко-сравнительный, описательный методы, метод системно-семантического анализа, а также такие методы полевых исследований, как интервью и наблюдение. В основу статьи положены историко-этнологические исследования по этнографии, религии и похоронно-поминальной обрядности чувашей, народов России и Волго-Уральского региона, архивные документы Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук, а также полевые материалы, собранные автором в 2014, 2021, 2022 гг. в Республике Башкортостан и Республике Татарстан. Результаты. Проанализированы представления чувашей об институте брака с точки зрения его актуальности для неженатых и незамужних покойников, рассмотрены вербальные, акциональные и обрядовые действия, преследующие своей целью мотивацию заключения брака представителями указанной категории покойных, отражены суть и содержание посмертной свадьбы в обрядовой практике приуральских чувашей, в том числе локальные формы ее проявления. Выводы. Выявлено, что посмертные свадьбы носили символический характер и проводились формально. С участием родителей и родственников покойного они устраивались как с предварительным посещением, так и без посещения кладбища. Время для проведения свадьбы родители покойного определяли сами или приурочивали ее к летним или осенним общим поминовениям усопших. На посмертных свадьбах соблюдались такие элементы традиционной чувашской свадьбы, как исполнение протяжных и плясовых свадебных песен с танцами, родительское благословение, совместная трапеза за столом, раздача участникам обряда подарков.

Литература

  1. Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов: дис. … д-ра философии по фольклористике. Тарту, 2017. 386 с.
  2. Афанасьева Л.А. Терминология похоронно-поминальной обрядности чувашей (опыт сравнительно-сопоставительного и этнолингвокультурологического исследования). Стерлитамак: СФ БашГУ, 2017. 167 с.
  3. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Чебоксары: Наркомпрос ЧАССР, 1934. Вып. VI. 320 с.
  4. Васильев М. Чуваши-язычники. Языческие представления чуваш о загробной жизни // Инородческое обозрение. 1913. № 5. С. 342–355.
  5. Виноградова Л.Н. Похороны-свадьба // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. М.: Междунар. отношения, 2009. Т. 4. С. 225–228.
  6. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / пер. с нем. К.Д. Цивиной. М.: Наука, 1991. 511 с.
  7. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 2000. 150 с.
  8. Левкиевская Е.Е. Покойник «заложный» // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. М.: Междунар. отношения, 2009. Т. 4. С. 118–124.
  9. Магнитский В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры: Собр. в некоторых местностях Казанской губернии. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1881. 266 с.
  10. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала ХХ в. М.: Наука, 1984. 215 с.
  11. Молотова Т.Л. Концепция «картины мира» у марийцев (анализ традиционных взглядов на рождение и смерть // Расы и народы: современные этнические и расовые и проблемы. Вып. 29. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 34–61.
  12. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (далее – НА ЧГИГН). Отд. I. Ед. хр. 574. Л. 118.
  13. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 217. Л. 513.
  14. НА ЧГИГН. Отд. I. Ед. хр. 160. Л. 455.
  15. Нуриева И.М. Некоторые особенности музыкального стиля обрядовых песен удмуртов Кукморского района ТАССР // Фольклор и этнография: обряды, обычаи, поверья. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1989. С. 158–170.
  16. Полевые материалы автора (далее – ПМА). 2014. Республика Башкортостан, Бакалинский р-н, с. Ахманово. Информанты: Исавлин Х.С. (1932 г.р.), Кузнецов А.П. (1934 г.р.).
  17. ПМА. 2014. Республика Башкортостан, Бакалинский р-н, с. Ахманово. Информант: Бикбова А.С. (1926 г.р.).
  18. ПМА. 2022. Республика Башкортостан, Бижбулякский р-н, с. Кистенли-Богданово. Информант: Кулякова Л.М. (1948 г.р.).
  19. ПМА. 2022. Республика Башкортостан, Федоровский р-н, с. Новоселка. Информант: Антонова Л.Т. (1938 г.р.).
  20. ПМА. 2022. Республика Башкортостан, Бижбулякский р-н, с. Кош-Елга. Информанты: Степанова И.Г. (1950 г.р.), Архипова И.И. (1951 г.р.), Романова М.Г. (1952 г.р.).
  21. ПМА. 2021. Республика Татарстан, Аксубаевский р-н, дер. Сидулово-Ерыклы. Информанты: Андреева А.И. (1940 г.р.), Фадеева Е.А. (1936 г.р.), Фадеева З.В. (1964 г.р.).
  22. ПМА. 2021. Республика Татарстан, Нурлатский р-н, с. Салдакаево. Информанты: Илюхина Е.И. (1941 г.р.), Азякова О.А. (1937 г.р.), Пантерина Г.К. (1956 г.р.), Галанцева Н.В. (1979 г.р.).
  23. ПМА. 2022. Республика Башкортостан, Федоровский р-н, с. Кирюшкино. Информанты: Вальщикова А.М. (1939 г.р.), Караськина Н.С. (1938 г.р.), Семенова З.С. (1948 г.р.), Семенова З.Н. (1959 г.р.), Сидорова Р.И. (1946 г.р.).
  24. Прокопьев К.П. Похороны и поминки у чуваш. Казань: Типо-лит. Казан. Имп. ун-та, 1903. 39 с.
  25. Салмин А.К. Система религии чувашей. СПб.: Наука, 2007. 654 с.
  26. Смирнов И.Н. Вотяки: историко-этнографический очерк. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1890. 358 с.
  27. Смирнов И.Н. Мордва: историко-этнографический очерк. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1895. 291 с.
  28. Смирнов И.Н. Черемисы: историко-этнографический очерк. Казань: Тип. Имп. ун-та, 1889. 265 с.
  29. Толстая С.М. Семантические категории языка и культуры: очерки по славянской этнолингвистике. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 268 с.
  30. Традиционная культура чувашей: тексты. Материалы Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук / подготов. к изд. А.К. Салмин. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2014. 358 с.
  31. Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы / В.П. Иванов, М.Г. Кондратьев, Г.Б.Матвеев и др.; ЧНИИ. Чебоксары, 1989. 136 с.
  32. Чувашская мифология: этнографический справочник. Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 2018. 591 с.

Сведения об авторе

Петров Игорь Георгиевич – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнографии, Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева – обособленное структурное подразделение Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа (ipetrov62@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8664-3004).

Формат цитирования

Петров И.Г. Посмертная свадьба в традиционных представлениях и ритуальной практике чувашей Южного Приуралья // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 1. – С. 50–63. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-1-50-63.

Загрузить полный текст статьи