DOI: 10.47026/1810-1909-2023-2-138-150
УДК 620.9
ББК 39.462.28
М.Г. ПОПОВ, Д.Е. ПЕТРУШИН, О.А. ВАСИЛЬЕВА
Ключевые слова
силовое электрооборудование, автотрансформаторы, энергоэффективность, энергосбережение, система охлаждения
Аннотация
Вопросы внедрения эффективных мероприятий по снижению потерь при эксплуатации силового электрооборудования представляют особый практический интерес для электросетевых и промышленных предприятий. Известно, что в номинальных (и близких к ним) режимах силовые трансформаторы обладают достаточно высоким коэффициентом полезного действия (КПД). Однако из-за конструктивных особенностей автотрансформаторов их КПД в значительной мере зависит от распределения нагрузки между обмотками среднего и низкого напряжения. С учетом этой особенности целью настоящего исследования является расчетное обоснование новых способов повышения энергоэффективности силовых автотрансформаторов 330 кВ. Методология исследования заключается в получении расчетных характеристик потерь в силовых автотрансформаторах номинальной мощностью 125 МВА и оценке влияния на величину КПД загрузки их обмоток. В разделе результаты исследований выполнен их анализ и определено оптимальное соотношение нагрузок обмоток среднего и низшего напряжений. Также в работе исследован и в результате расчетов обоснован способ повышения энергоэффективности автотрансформаторов при оптимизации функционирования их системы охлаждения с целью снижения эксплуатационных потерь на электроприводы насосов и вентиляторов систем принудительного охлаждения. В выводах изложены наиболее значимые практические результаты по повышению энергоэффективности автотрансформаторов марки АТДЦТН-125000/220/110-У1, установленных на ПС 330 кВ Лоухи. Установлено, что при энергоэффективном распределении мощности между обмотками среднего и низшего напряжения снижение потерь может составить до 133 кВт. Оптимизация энергопотребления в системе принудительного охлаждения АТДЦТН-125000/220/110-У1 характеризуется снижением эксплуатационных потерь мощности около 48 кВт. Предложенные в работе методы и математические модели подготовлены для их апробации в полевых условиях опытной эксплуатации на ПС 330 кВ Лоухи.
Литература
Сведения об авторах
Попов Максим Георгиевич – доктор технических наук, профессор Высшей школы высоковольтной энергетики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, Санкт-Петербург; профессор кафедры энергообеспечения предприятий и энергосбережения, Петрозаводский государственный университет, Россия, Петрозаводск (popovmg@eef.spbstu.ru; https://orcid.org/0000-0003-1621-9755).
Петрушин Денис Евгеньевич – главный специалист, Служба электрических режимов, Филиал АО «СО ЕЭС» Карельское РДУ; старший преподаватель кафедры энергообеспечения предприятий и энергосбережения, Петрозаводский государственный университет, Россия, Петрозаводск (petrushind@petrsu.ru; https://orcid.org/0000-0002-3272-8210).
Васильева Ольга Алексеевна – кандидат технических наук, доцент Высшей школы высоковольтной энергетики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия, Санкт-Петербург (vasilieva_oa@spbstu.ru).
Формат цитирования
Попов М.Г., Петрушин Д.Е., Васильева О.А. Повышение энергоэффективности силовых автотрансформаторов // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 2. – С. 138–150. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-2-138-150.