DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-13-21
УДК [159.923.2:39]-057.875:303.423(470.344)
ББК С543.172:С545.1(2Рос.Чув)
И.И. БОЙКО, А.В. ГРИГОРЬЕВ, О.В. КАРПОВА, А.Л. МУЗЯКОВА
Статья выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России,
проект «”Легко ли быть и жить молодым?”: российская молодежь в современных социальных, политических и этнических процессах (взгляд из регионов)»
Ключевые слова
Всероссийская перепись населения 2020 г., этническая идентичность, родные языки, студенческая молодежь, культурная сложность, использование чувашского языка
Аннотация
Актуальность исследования определяется важностью осмысления современных этнокультурных процессов в свете опубликованных данных Всероссийской переписи населения 2020 г.
Цель статьи – анализ особенностей этнокультурного самоопределения студенческой молодежи Чувашии, в том числе при выборе этнической принадлежности и родных языков.
Материалы и методы. Анализ этнокультурной идентичности опирался на возможность для каждого индивида выбрать принадлежность к той или иной культуре или к нескольким сразу. Этот подход в отечественной науке был выдвинут В.А. Тишковым и поддержан многими отечественными исследователями. В то же время некоторые из них не считают реальным принцип многокультурности. Материал был получен в ходе обследования свыше 500 студентов, обучающихся в трех вузах Чебоксар. Обработка осуществлялась с использованием программы SPSS Statistics. Были рассчитаны безусловные и условные распределения, что дало возможность выявить заметные взаимосвязи между компонентами этнокультурного облика.
Результаты исследования. Этнический состав студентов, участвовавших в опросе, не был ограничен отдельными национальностями. Почти пятая часть респондентов заявила о себе как о лицах, принадлежащих к двум этническим культурам, в условиях Чувашии речь шла об одновременном причислении себя к русским и чувашам. Еще более заметно была выражена сложная языковая идентичность, когда свыше трети опрошенных ответили, что для них родным является не один, а два языка, а именно русский и чувашский. Материалы опроса еще раз подтвердили, что ситуация с использованием чувашского языка, в том числе и чувашами, достаточно сложная, особенно для внедомашнего общения.
Выводы. Данные очередного опроса студентов Чувашии еще раз подтвердили, что для многих из них обычным становится выбор сложной этнической и языковой идентичности. Сохранение чувашского языка в большей степени должно идти через семейные традиции, поддерживаемые общественными и государственными структурами.
Литература
Сведения об авторах
Бойко Иван Иванович – доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения, архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет; главный научный сотрудник, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Россия, Чебоксары (boyko2003@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9202-615X).
Григорьев Александр Владимирович – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (gavpost@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7530-7937).
Карпова Ольга Владимировна – старший преподаватель кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (karp_olya@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0327-765X).
Музякова Алина Леонидовна – кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, информационных ресурсов и вспомогательных исторических дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alinasmirnova@list.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0007-5518).
Формат цитирования
Бойко И.И., Григорьев А.В., Карпова О.В., Музякова А.Л. Этнокультурная идентичность студентов Чувашии: по данным социологических опросов // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 3. – С. 13–21. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-13-21.