Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2023 – № 3. Тема выпуска: Исторические науки  /  ИСТОРИК Д.И. ИЛОВАЙСКИЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

ИСТОРИК Д.И. ИЛОВАЙСКИЙ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-62-72

УДК 930.1

ББК 63.2

Г.Н. КОЧЕШКОВ

Ключевые слова

историк-методист, учебные пособия, историческое образование, консерватор, монархист

Аннотация

Россия издавна славится именами известных ученых, педагогов, оставивших заметный след в русской истории. Достойное место среди них занимает Д.И. Иловайский.

Цель исследования – изучение творческого наследия ученого в сфере школьного исторического образования.

Материалы и методы. При работе с историческими сочинениями Д.И. Иловайского, а также с его учебниками по истории для школьников разных возрастов применялись как общенаучные – анализ, синтез, обобщение, так и специальные методы – историко-генетический, историко-сравнительный, позволившие объективно оценить вклад ученого и педагога в историческую науку.

Результаты исследования. Проанализированы основные этапы жизненного пути Д.И. Иловайского, его становление как профессионального историка, предложившего оригинальные, подчас спорные теории, вызывавшие неоднозначную реакцию в историческом сообществе. Изучены основные исторические сочинения ученого, в которых автор подробно обосновал так называемую «роксоланскую» теорию происхождения древнерусского государства. Изучен вклад ученого в развитие краеведения. Исследованы учебно-методические материалы Д.И. Иловайского по истории для школьников. Обстоятельно рассмотрена дискуссия среди историков-практиков по поводу учебников Д.И. Иловайского. Особое внимание уделено раскрытию позиции ученого по вопросу о роли исторического образования в школьной практике.

Выводы. Всесторонний и комплексный анализ деятельности Д.И. Иловайского в сфере школьного исторического образования позволяет понять и осознать важность истории как науки и как учебной дисциплины в формировании гражданского самосознания подрастающего поколения.

Литература

  1. Бабич И.В. О Д.И. Иловайском и его учебниках // Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории: в 2 ч. М., 1992. Ч. 1. С. 3–14.
  2. Бабич И.В. Дмитрий Иванович Иловайский (1832–1920) // Историки России: Биографии. М.: РОССПЭН, 2001. С. 258–266.
  3. Дурновцев В.И., Бачинин А.Н. Ученый грызун: Дмитрий Иванович Иловайский // Историки России XVIII – начало XX века. М.: Скрипториум, 1996. С. 365–378.
  4. Иловайский Д.И. О мнимом призвании варягов (Из исследования о начале Руси). М.: Университетская типография (Катков и К°), 1871. 97 с.
  5. Иловайский Д.И. История России. Часть первая. Киевский период. М.: Тип. Грачева Н.К., 1876. 578 с.
  6. Иловайский Д.И. Мелкие сочинения и письма, 1857–1887 гг. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1888. 416 с.
  7. Иловайский Д. Средняя история. Курс старшего возраста. М.: Тип. И.Н. Кушнарева и К°, 1888. 234 с.
  8. Кирьянов Ю.И. Иловайский Дмитрий Иванович // Политические партии России конца XIX – первой трети ХХ века: энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996. С. 226–227.
  9. Кочешков Г.Н. Теоретико-методологические взгляды Н.А. Рожкова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. 95 с.
  10. Кочешков Г.Н. «Божья история»: М.П. Погодин о самобытности России // Вестник гуманитарного образования. 2020. № 2(18). С. 7–12.
  11. Платонов С.Ф. Критика и библиография // Журнал Министерства народного просвещения. 1891. № 3. С. 180–199.
  12. Погодин М.П. Борьба не на живот, а на смерть с новыми историческими ересями. М.: Тип. Ф.В. Миллера, 1874. 402 с.
  13. Розанов В.В. О гимназической реформе семидесятых годов // Сумерки просвещения. СПб: Изд. П. Перцева, 1899. С. 177–186.
  14. Розанов В.В. Три принципа образования (По поводу замечаний Д.И. Иловайского) // Сумерки просвещения. СПб: Изд. П. Перцева, 1899. С. 91–101.
  15. Толстов В.А. Вожди и оппозиционеры советской эпохи об учебниках Д.И. Иловайского // Наследие Д.И. Иловайского и М.К. Любавского в русской историографии: тр. Всерос. науч. конф. «VI историографические чтения памяти историков Д.И. Иловайского и М.К. Ключевского (к 180-летию со дня рождения Д.И. Иловайского) / отв. ред. Л.В. Чекурин. Рязань: Рязанский заоч. Ин-т (филиал) Моск. гос. ун-та культуры и искусства, 2021. С. 136–144.
  16. Учебник всеобщей истории / сост. П. Виноградов. Ч. 1. Древний мир. 3-е изд., испр. М.: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1896. 247 с.
  17. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы (Из «Собрания педагогических сочинений»). СПб.: Тип. М. Маркушева, 1895. 29 с.
  18. Фомин В.В. Дореволюционные антинорманисты глазами «советских антинорманистов» // Гуманитарные исследования Центральной России. 2019. № 1. С. 86–94.

Сведения об авторе

Кочешков Геннадий Николаевич – доктор исторических наук, заведующий кафедрой отечественной истории, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Россия, Ярославль (kocheshg@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2630-6668).

Формат цитирования

Кочешков Г.Н. Историк Д.И. Иловайский в школьной практике // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 3. – С. 62–72. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-62-72

Загрузить полный текст статьи