Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2023 – № 3. Тема выпуска: Исторические науки  /  МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ БОЖЬЕЙ КОРОВКИ У НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ БОЖЬЕЙ КОРОВКИ У НАРОДОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ

DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-43-52

УДК 398.95

ББК 63.5(2)

А.С. ИЛИКАЕВ

Ключевые слова

божья коровка, русские, удмурты, марийцы, мордва, чуваши, башкиры, татары

Аннотация

Статья посвящена мифологическому образу божьей коровки у славянских, финно-угорских и тюркских этносов Урало-Поволжья.

Цель исследования заключается в раскрытии некоторых истоков данной мифологемы у народов региона.

Материалы и методы. В работе использовался в основном сравнительно-исторический метод, а также полевые исследования. Материалы, почерпнутые из научной литературы по данной тематике, полевых исследований автора, были дополнены материалами толковых и этимологических словарей, сопоставлены между собой и проанализированы.

Результаты. В результате исследования автор выявил следующую картину. Основой мифологического образа божьей коровки, по всей видимости, являются анимистическо-тотемистические верования. Так заслуживает внимания одно из чувашских названий насекомого – «птица верха». Возможно, в прошлом божья коровка могла выступать тотемом-прародителем отдельных родов. У русских, удмуртов, марийцев, башкир древний образ конкретизируется через понятие «бог» или имя определенного божества (Марена, Инмар, Кылчин, Инву-мумы, Куазь, Юмо).

Выводы. Стоит согласиться с исследователями вопроса в том, что у русских божья коровка отождествляется, как правило, с понятием небесного бога, у мордвы и удмуртов – с дождем, водой, у чувашей, татар и башкир – с ясной погодой и солнцем. Последнее может быть связано с тем, что в древнетюркской мифологии большую роль играло представление об «изначальности неба и земли». Напротив, имеющиеся у финно-угорских народов космогонические мифы так или иначе включают в себя элемент водной первостихии. Русские и удмуртские материалы, как отмечают исследователи, восходят к мифологеме небесных стад. Некоторые удмуртские и марийские материалы, вероятно, представляют собой русские кальки или же связанные с праиндоевропейским источником мотивы. В то же время, как полагает автор статьи, в марийской мифологии прослеживается связь божьей коровки с мокрой молодой травой, лесом, со стихией воды, низа (земли как противопоставления небу), творением мира из яйца и «небесной свадьбой». Связь божьей коровки с ясной погодой прослеживается преимущественно у горных марийцев. Своеобразие образа «марийской» божьей коровки, как видится автору, может объясняться сплавом как тюркских, так и финно-угорских традиций. Также автор считает, что представления удмуртов и марийцев о «коровке Инмара/Кылчина/Куазя/Юмо» могли возникнуть самостоятельно на основе уже существующего представления о быках (коровах) или конях небесного бога. В этой связи следует обратить внимание на иной, возможно центральноазиатский, источник преданий о животном-посланце бога. Имеется в виду легенда о «съеденной книге», распространенная у русских, марийцев, удмуртов, чувашей и татар.

Литература

  1. Анисимов Н. «Диалог миров» в матрице коммуникативного поведения удмуртов: дис. … д-ра филос. по фольклористике. Тарту, 2017. 386 с.
  2. Балдаев Х.Ф. Русско-марийский словарь биологических терминов. Йошкар-Ола: Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2020. 239 с.
  3. Березкин Ю.Е., Дувакин Е.Н. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам [Электронный ресурс]. URL: https://ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 17.04.2023).
  4. Вершинин В.И. Марий мут-влакын кушеч лиймышт: этимологий мутер. Происхождение слов марийского языка: этимологический словарь: в 2 т. Йошкар-Ола: ООО ИПФ «Стиринг», 2017–2018. 741 с.
  5. Вершинин В.И. Этимологии удмуртских слов. Этимологии удмуртских слов: (научное издание): [словарь]. Йошкар-Ола: [Б.и.], 2015. 254 с.
  6. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия, 2018. 400 с.
  7. Владыкина Т.Г. Удмуртский фольклорный миротекст: образ, символ, ритуал / УИИЯЛ УдмФИЦ УрО РАН. Ижевск: МонПоражён, 2018. 298 с.
  8. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с.
  9. Знаменский П. Горные черемисы Казанского края: Из наблюдений очевидца // Вестник Европы. 1867. Т. IV, дек. С. 38–39.
  10. Иликаев А.С. Мотивы творения мира из яйца в космологических мифах прибалтийско-финских народов, марийцев и удмуртов: сравнительно-сопоставительный анализ // Исторический журнал: научные исследования. 2023. № 2. С. 140–153.
  11. Иликаев А.С. Финно-угорские и марийские мифы о сотворении мира: сравнительный анализ // Марийская традиционная религия: история и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. Году культурного наследия народов России. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2022. С. 113–133. DOI: 10.51254/978-5-94950-120-7_2022_05.
  12. Камилянов В. Марийский календарь на каждый день. 8 июня – День божьей коровки (Трай кече) // Дружба. 8 июня 2023 г. URL https://promishkino.ru/news/obshchestvo/2023-06-08/mariyskiy-kalendar-na-kazhdyy-den-8-iyunya-den-bozhiey-korovki-tray-keche-3290761 (дата обращения: 17.08.23).
  13. Максимов С.А. Мифологические аспекты названий божьей коровки в удмуртском языке // Урало-алтайские исследования. 2016. № 4(23). С. 84–100.
  14. Марий калык ойпого: Марий калык тушто-влак – Свод марийского фольклора: Марийские народные загадки / сост. А.Е. Китиков. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2006. 432 с.
  15. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А–К / под ред. С.А. Токарева. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 671 с.
  16. Муравьева Т. Мифы Поволжья. От Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 328 с.
  17. Напольских В.В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции (прауральский космогонический миф). М.: Ин-т этнологии и антропологии АН СССР, 1991. 190 с.
  18. Насибуллин Р.Ш., Максимов С.А., Семёнов В.Г., Отставнова Г.В. Диалектологический атлас удмуртского языка. Карты и комментарий. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2009. Вып. I. 260 с.
  19. Насибуллин Р.Ш. «Божья коровка» в удмуртских говорах: диалектологическая карта и комментарий // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2007. № 2(2). С. 45–53.
  20. Петрухин В.Я. Мифы финно-угров. М.: Изд-во АСТ: Транзиткнига, 2003. 463 с.
  21. Петухова А.Н. Детский фольклор народа мари. Йошкар-Ола: МАРНИИЯЛИ, 2004. 287 с.
  22. Полевые материалы автора. 2023 г. Башкирия. Мишкинский р-н, д. Озерки, А.А. Ямурзин (1952 г.р.); 2023 г. Башкирия. Мишкинский р-н, д. Большесухоязово, А.А. Изиляев (1983 г.р.).
  23. Ситников К.И. Словарь марийской мифологии. Т. 1. Боги, духи, герои. Йошкар-Ола, 2006. 160 с.
  24. Словарь марийского языка: в 10 т. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2002. Т. 7. 432 с.
  25. Традиционный фольклор Новгородской области. Пословицы и поговорки. Загадки. Приметы и поверья. Детский фольклор. Эсхатология. По записям 1963–2002 гг. / сост. М.Н. Власова, В.И. Жигулина. СПб.: Тропа Троянова. 2006. 479 с.
  26. Уральские марийцы. Марийские песни: «Все из жизни взятое». URL http://uralmary.smerty.net/songs/ (дата обращения: 25.05.23).
  27. Чохрын Ойка. Культурное наследие Югры [Электронный ресурс]. URL http://hmao.kaisa.ru/object/1809290230?lc=ru (дата обращения: 11.04.2023).

Сведения об авторе

Иликаев Александр Сергеевич – кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и связей с общественностью, Уфимский университет науки и технологий, Россия, Уфа (jumo@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0003-6773-9053).

Формат цитирования

Иликаев А.С. Мифологический образ божьей коровки у народов Урало-Поволжья // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 3. – С. 43–52. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-43-52

Загрузить полный текст статьи