DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-122-131
УДК 811.512.1’01:398.1
ББК Ш12=635*000.4:[Т51(2)4(635)-72+Т51(4)41-99-72]
В.Г. РОДИОНОВ
Ключевые слова
этнолингвистика, этимология, древние контакты, названия первопредков, символы обрядов, китайская предфилософия
Аннотация
Цель исследования – контурное прослеживание эволюционного пути образов первопредков гунно-булгар и их потомков.
Материалы и методы. Использованы этнографические данные из древних и более поздних источников, применён этнолингвистический и компаративный подход к исследованию. Рассмотрены этимологические труды современных лингвистов-тюркологов.
Результаты. В настоящей статье под словом «первопредок» подразумевается «природно-родовая божественная сущность» восточной (прежде всего китайской) античности. Самые древние образы первопредков гунно-булгар сложились еще в праалтайскую эпоху. В них отразился окружающий мир древних охотников, прежде всего мир диких животных. С родовым первопредком *taŋgïrï («клятва», «божество») люди заключали договор о взаимном дарении. В эпоху контактов с предками китайцев хунны (сюнну) стали представлять своего первопредка как небесного обитателя, приводящего мир в движение путём смещения мужского и женского начал. В разные эпохи взаимосвязей с племенами восточных иранцев культура предков булгаро-чувашей испытала благодатное воздействие их «звериного стиля». В раннем средневековье в их народном творчестве начали появляться различные повествовательные тексты о первопредках-исполинах и эпических героях-богатырях. Этногенетические предания чувашей со временем трансформировались в предания о возникновении их населенных пунктов.
Выводы. Сравнительный анализ образов первопредков древнейших предков гунно-булгар и их потомков показал, что эти образы постоянно эволюционировали, обретали новые особенности. Сначала они являлись людям в облике сакрального животного; чуть позже вместо предводителя-животного появляется первопредок-охотник, который находит новые земли; затем булгарский сюжет этногенетического сказания постепенно превращается в повествование о необыкновенном богатыре-исполине, удивляющем своим телосложением и силой. Тюркоязычные народы Поволжья и Приуралья такого героя называли Улăп/Алп, а луговые марийцы и удмурты – Онар и Алангасар.
Литература
Сведения об авторе
Родионов Виталий Григорьевич – доктор филологических наук, профессор кафедры чувашской филологии и культуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (vitrod1@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0143-7952).
Формат цитирования
Родионов В.Г. Образы первопредков гунно-булгар и их этногенетические предания // Вестник Чувашского университета. – 2023. – № 3. – С. 122–131. DOI: 10.47026/1810-1909-2023-3-122-131.