Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2024 – № 1. Тема выпуска: Исторические науки  /  АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД В МАРИЙСКОЙ АССР В 1941–1944 ГОДАХ: ПРОБЛЕМЫ ЭВАКУАЦИИ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД В МАРИЙСКОЙ АССР В 1941–1944 ГОДАХ: ПРОБЛЕМЫ ЭВАКУАЦИИ, РАЗМЕЩЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-48-59

УДК 947.084.8

ББК 63.3 (2Рос.Мар)

О.А. КОШКИНА, Д.В. ВАСЕНИН

Ключевые слова

Великая Отечественная война, Марийская АССР, г. Волжск, завод № 168, Волжский деревообрабатывающий комбинат, эвакуация, авиастроение

Аннотация

Тема эвакуации промышленности, в том числе и авиационной, проблемы размещения предприятий и организации их производства в тыловых регионах остается актуальной. На данном этапе стоит обратить внимание на проблему размещения конкретных предприятий и на другие проблемы, с которыми они столкнулись в эвакуации.

Целью исследования является изучение на основе анализа источников одного из региональных аспектов истории Великой Отечественной войны – эвакуации авиационного завода № 168 в г. Волжск Марийской АССР.

Материалы и методы. Источники выявлены в Государственном архиве Республики Марий Эл, Государственном архиве Российской Федерации и Российском государственном архиве социально-политической истории. Основными методами стали анализ и систематизация документов.

Результаты исследования. По постановлению Совета по эвакуации от 11 ноября 1941 г. на производственных площадях Волжского (Лопатинского) древкомбината разместился завод № 168 Наркомата авиационной промышленности СССР, прибывший из Рязани. На территории древкомбината разместились 10 основных цехов. Сразу же приступили к сборке десантных планеров КЦ-20. В соответствии с решением ГКО от 13 сентября 1942 г. завод № 168 приступил к серийному выпуску легких бомбардировщиков УТ-2МВ, для чего требовались увеличение площадей и количества рабочих, создание новых производств. Особые трудности вызывали вопросы размещения двух крупных предприятий на одной территории – завода № 168 и Волжского (Лопатинского) древкомбината: недостаток производственных помещений, жилплощади, проблемы с обеспечением, сроками строительства и т.д. По постановлению ГКО СССР от 1 октября 1944 г. и приказу Наркомата авиационной промышленности СССР и Наркомата путей сообщения СССР от 31 октября 1944 г. завод № 168 перебазировался в г. Ростов-на-Дону. Все производственные здания и сооружения, в том числе незаконченное строительство производственного корпуса, передавались Волжскому (Лопатинскому) древкомбинату.

Выводы. Эвакуация предприятий – один из основных вопросов истории тыловых регионов периода Великой Отечественной войны. Общими проблемами для всех промышленных предприятий в этот период были нехватка производственных площадей, электроэнергии, топлива, сырья, рабочей силы, транспорта и т.п. Несмотря на все трудности, завод № 168, находясь в эвакуации в Марийской АССР, смог организовать производство и выпуск самолетов.

Литература

  1. Государственный архив Республики Марий Эл (далее – ГА РМЭ). Ф. П-1. Оп. 5.
  2. ГА РМЭ. Ф. Р-542. Оп. 3.
  3. ГА РМЭ. Ф. Р-542. Оп. 3а.
  4. ГА РМЭ. Ф. Р-542. Оп. 4.
  5. Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. Р-6822. Оп. 1.
  6. Захарченко А.В. Авиационный арсенал Поволжья: размещение, производство, модернизация в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2016. Т. 18. № 3. С. 103-114.
  7. История Второй мировой войны: в 12 т. М.: Воениздат, 1974. Т. 3. 498 с.
  8. История Чувашии новейшего времени. Кн. 1. 1917‑1945. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. 263 с.
  9. Калмыков И.А. Подготовка новых рабочих на авиационных заводах СССР в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: опыт историографии // Клио. 2015. № 2(98). С. 79–81.
  10. Крылья Великой Победы. Подвиг авиастроителей СССР в годы Великой Отечественной войны. М: ОАО «Авиапром», 2015. 541 с.
  11. Мухин М.Ю. Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны. М.: Вече, 2011. 352 с.
  12. Мухин М.Ю. Авиапромышленность СССР в 1921–1941 гг. М.: Наука, 2006. 320 с.
  13. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 1.
  14. Самуэльсон Л. Красный колосс. Становление военно-промышленного комплекса СССР 1921-1941. М.: АИРО-XX, 2001. 296 с.
  15. Степанов А.С. Развитие советской авиации накануне Великой Отечественной войны (1939-1941 гг.). СПб.: Нестор, 2006. 240 с.
  16. Шахурин А.И. Крылья победы. М.: Политиздат, 1990. 302 с.
  17. Шумилов В.Н. Ретроспективный анализ стратегии размещения отечественного авиастроения в начальный период Второй Мировой войны // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. Т. 6, № 1. С. 174–185.
  18. Яковлев А.С. Советские самолеты. М.: Наука, 1978. 400 с.

Сведения об авторах

Кошкина Ольга Анатольевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник направления «История», Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории имени В.М. Васильева, Россия, Йошкар-Ола (koshkina_81@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2482-9628).

Васенин Дмитрий Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и психологии, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола (d.vasenin76@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0002-8861-616X).

Формат цитирования

Кошкина О.А., Васенин Д.В. Авиационный завод в Марийской АССР в 1941–1944 годах: проблемы эвакуации, размещения и производства // Вестник Чувашского университета. – 2024. – № 1. – С. 48–59. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-48-59.

Загрузить полный текст статьи