DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-48-59
УДК 947.084.8
ББК 63.3 (2Рос.Мар)
О.А. КОШКИНА, Д.В. ВАСЕНИН
Ключевые слова
Великая Отечественная война, Марийская АССР, г. Волжск, завод № 168, Волжский деревообрабатывающий комбинат, эвакуация, авиастроение
Аннотация
Тема эвакуации промышленности, в том числе и авиационной, проблемы размещения предприятий и организации их производства в тыловых регионах остается актуальной. На данном этапе стоит обратить внимание на проблему размещения конкретных предприятий и на другие проблемы, с которыми они столкнулись в эвакуации.
Целью исследования является изучение на основе анализа источников одного из региональных аспектов истории Великой Отечественной войны – эвакуации авиационного завода № 168 в г. Волжск Марийской АССР.
Материалы и методы. Источники выявлены в Государственном архиве Республики Марий Эл, Государственном архиве Российской Федерации и Российском государственном архиве социально-политической истории. Основными методами стали анализ и систематизация документов.
Результаты исследования. По постановлению Совета по эвакуации от 11 ноября 1941 г. на производственных площадях Волжского (Лопатинского) древкомбината разместился завод № 168 Наркомата авиационной промышленности СССР, прибывший из Рязани. На территории древкомбината разместились 10 основных цехов. Сразу же приступили к сборке десантных планеров КЦ-20. В соответствии с решением ГКО от 13 сентября 1942 г. завод № 168 приступил к серийному выпуску легких бомбардировщиков УТ-2МВ, для чего требовались увеличение площадей и количества рабочих, создание новых производств. Особые трудности вызывали вопросы размещения двух крупных предприятий на одной территории – завода № 168 и Волжского (Лопатинского) древкомбината: недостаток производственных помещений, жилплощади, проблемы с обеспечением, сроками строительства и т.д. По постановлению ГКО СССР от 1 октября 1944 г. и приказу Наркомата авиационной промышленности СССР и Наркомата путей сообщения СССР от 31 октября 1944 г. завод № 168 перебазировался в г. Ростов-на-Дону. Все производственные здания и сооружения, в том числе незаконченное строительство производственного корпуса, передавались Волжскому (Лопатинскому) древкомбинату.
Выводы. Эвакуация предприятий – один из основных вопросов истории тыловых регионов периода Великой Отечественной войны. Общими проблемами для всех промышленных предприятий в этот период были нехватка производственных площадей, электроэнергии, топлива, сырья, рабочей силы, транспорта и т.п. Несмотря на все трудности, завод № 168, находясь в эвакуации в Марийской АССР, смог организовать производство и выпуск самолетов.
Литература
Сведения об авторах
Кошкина Ольга Анатольевна – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник направления «История», Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории имени В.М. Васильева, Россия, Йошкар-Ола (koshkina_81@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2482-9628).
Васенин Дмитрий Викторович – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и психологии, Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола (d.vasenin76@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0002-8861-616X).
Формат цитирования
Кошкина О.А., Васенин Д.В. Авиационный завод в Марийской АССР в 1941–1944 годах: проблемы эвакуации, размещения и производства // Вестник Чувашского университета. – 2024. – № 1. – С. 48–59. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-48-59.