Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2024 – № 1. Тема выпуска: Исторические науки  /  ВОПРОСЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «РУССКАЯ ШКОЛА»

ВОПРОСЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «РУССКАЯ ШКОЛА»

DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-17-28

УДК 374(091):070(051)Русская школа

ББК Ч403(2)6:Ч602.471.21

А.Ю. ГУСАРОВА

Ключевые слова

внешкольное образование, педагогические журналы, «Русская школа», воскресные школы, народные библиотеки, читальни, земство, народные чтения

Аннотация

Во второй половине XIX – начале XX в. в России активно развивалось внешкольное образование. Оно было нацелено на просвещение взрослого населения и включало создание народных библиотек, народных домов, народных университетов, воскресных школ и других культурных и образовательных учреждений.

Одним из ключевых способов продвижения прогрессивных идей интеллигенции и просвещения народа были периодические издания. Среди большого количества педагогических журналов того периода особого внимания заслуживает журнал «Русская школа», на страницах которого регулярно печатались статьи по проблемам внешкольного образования.

Целью исследования является комплексное изучение номеров журнала «Русская школа», хранящихся в фонде научно-справочной библиотеки Государственного исторического архива Чувашской Республики.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе исторического источника, каким является периодическое издание, дается характеристика материалов по теории и практике внешкольного образования.

Материалы и методы. Значимым источником исследования являются материалы периодической печати, а именно педагогического журнала «Русская школа». При проведении исследования применялся метод контент-анализа, а также синтеза, аналогии, систематизации и принципы историзма, объективности, системности и конкретности.

Результаты исследования. На основе анализа содержания разных номеров журнала можно увидеть активное обсуждение роли и значения внешкольного образования в социально-экономическом развитии страны, выделение ключевых задач воспитания и образования взрослых, рассмотрение организационных и тематических аспектов в работе новых внешкольных учреждений. Особое внимание уделено размышлениям различных авторов о внешкольном образовании на страницах журнала, поскольку именно они способствовали осмыслению данного процесса широкими слоями общественности.

Выводы. Журнал «Русская школа» является информативным источником, поскольку, во-первых, содержит конкретный фактологический материал, а во-вторых, отражает взгляды современников на проблему развития внешкольного образования. Также в нем предоставлены корреспонденции с мест о состоянии и развитии внешкольного образования, а также разнообразная информация, включающая теоретические статьи, практические материалы и статистические данные.

Литература

  1. Абрамов Я.В. Педагогическая хроника // Русская школа. 1905. № 2. С. 31-32.
  2. Абрамов Я.В. Хроника народного образования // Русская школа. 1893. № 4. С. 231–237.
  3. Абрамов Я.В. Хроника народного образования // Русская школа. 1904. № 2. С. 40-41.
  4. Абрамов Я.В. Хроника народного образования // Русская школа. 1905. № 3. С. 46.
  5. Абрамов Я.В. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1904. № 1. С. 48–53.
  6. Абрамов Я.В. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1904. № 2. С. 41–45.
  7. Абрамов Я.В. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1904. № 3. С. 35–40.
  8. Абрамов Я.В. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1905. № 10-11. С. 47–49.
  9. Абрамов Я.В. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1905. № 2. С. 33–40.
  10. Абрамов Я.В. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1905. № 4. С. 52–56.
  11. Абрамов Я.В. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1905. № 5-6. С. 41–44.
  12. Абрамов Я.В. Хроника народных библиотек // Русская школа. 1905. № 1. С. 53–61.
  13. Белоконский И.П. Народное образование в Херсонской губернии // Русская школа. 1893. № 7-8. С. 213–227.
  14. Белоконский И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1902 г. // Русская школа. 1903. № 5-6. С. 145–154.
  15. Белоконский И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1903 году // Русская школа. 1904. №. 3. С. 144–162.
  16. Белоконский И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1904 году // Русская школа. 1905. № 10-11. С. 203–220.
  17. Белоконский И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1904 году // Русская школа. 1905. № 3. С. 154–184.
  18. Белоконский И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1904 году // Русская школа. 1905. № 4. С. 137–158.
  19. Белоконский И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1904 году // Русская школа. 1905. № 5-6. С. 179–193.
  20. Белоконский И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1904 году // Русская школа. 1905. № 7-8. С. 263–278.
  21. Белоконский И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1904 году // Русская школа. 1905. № 9. С. 173–188.
  22. Белоконский И.П. Обзор деятельности земств по народному образованию в 1904 году // Русская школа. 1905. №. 2. С. 155–167.
  23. Белоконский И.П. Просветительские общества и учреждения на Ярославской выставке // Русская школа. 1904. № 2. С. 152–165.
  24. Библиотека для еврейского населения в России // Русская школа. 1905. № 12. С. 42–45.
  25. В Московском комитете грамотности // Русская школа. 1893. № 4. С. 244–247.
  26. В Петербургском комитете грамотности // Русская школа. 1893. № 4. С. 248–250.
  27. Вечерние классы для рабочих (Петербург, Лиговской народный дом) // Русская школа. 1903. № 7-8. С. 106.
  28. Внешкольное образование // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/education/text/1918961?ysclid=ls8mf4vx8f734215667 (дата обращения: 05.02.2024).
  29. Вопрос о бесплатных народных библиотеках и читальнях на Санкт-Петербургском губернском земском собрании // Русская школа. 1904. № 3. С. 82–83.
  30. Воскресные курсы для рабочих в Тюмени // Русская школа. 1904. № 1. С. 111.
  31. Евстафьев П.В. Воскресная школа. Книга для обучения взрослых // Русская школа. 1905. № 12. С. 24–26.
  32. Ежегодник. Опыт обзора книг для народного чтения. 1891 г. Издание Московского комитета грамотности. М. 1893 г. Цена 15 коп. // Русская школа. 1893. № 4. С. 198–201.
  33. Из хроники народного образования на Западе // Русская школа. 1904. № 3. С. 22–26.
  34. Казанцев П.Н. Образовательное значение воскресный школы // Русская школа. 1903. № 2. С. 66–72.
  35. Казанцев П.Н. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1905. № 1. С. 61–77.
  36. Казанцев П.Н. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1905. № 10-11. С. 49–62.
  37. Казанцев П.Н. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1905. № 12. С. 45–49.
  38. Казанцев П.Н. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1905. № 2. С. 40–56.
  39. Кайгородов Д.Н. Конспект девяти весенних ботанико-зоологических экскурсий в окрестностях Санкт-Петербурга // Русская школа. 1893. № 4. С. 154–157.
  40. Книжные склады // Русская школа. 1905. № 10-11. С. 126.
  41. Критика и библиография // Русская школа. 1905. № 1. С. 15–17.
  42. Литературно-художественный кружок // Русская школа. 1905. № 10-11. С. 115.
  43. Локтин А.А. Архангельское общество для содействия распространения начального образования // Русская школа. 1904. № 3. С. 190–192.
  44. Локтин А.А. Бесплатные народные библиотеки в Курской губернии // Русская школа. 1905. № 7-8. С. 61–68.
  45. Локтин А.А. Народные библиотеки в Саратовской губернии // Русская школа. 1905. № 9. С. 50–53.
  46. Локтин А.А. Справочные издания по внешкольному образованию, составленные Г. Фальборком и В. Чарнолуским // Русская школа. 1905. № 7-8. С. 3–5.
  47. Машкин А. Просветительская деятельность сельских коопераций // Русская школа. 1909. № 7-8. С. 206–213.
  48. Московское земство и попечительство о народной трезвости // Русская школа. 1904. № 2. С. 104.
  49. Народные библиотеки // Русская школа. 1905. № 10-11. С. 126.
  50. Народные библиотеки и читальни // Русская школа. 1905. № 1. С. 98.
  51. Народные библиотеки и читальни // Русская школа. 1905. № 12. С. 89-90.
  52. Народные чтения (от Попечительства о народной трезвости) // Русская школа. 1903. № 7-8. С. 106.
  53. Народные чтения // Русская школа. 1905. № 3. С. 117.
  54. Народные чтения в г. Тихвине // Русская школа. 1904. № 3. С. 106.
  55. Народные чтения в Ковне // Русская школа. 1905. № 7-8. С. 110.
  56. Народные чтения по гигиене // Русская школа. 1903. № 1. С. 110–111.
  57. Народный дом в Киеве // Русская школа. 1905. № 1. С. 116.
  58. О введении в народные библиотеки и книжные склады при низших учебных заведениях брошюр, изданных постоянной комиссией по устройству народных чтений // Русская школа. 1905. № 10-11. С. 10.
  59. О строительстве народного дома в Ельце // Русская школа. 1904. № 2. С. 104.
  60. Образовательные прогулки по России // Русская школа. 1903. № 4. С. 27–28.
  61. Одно из просветительских учреждений г. Перми // Русская школа. 1905. № 3. С. 72–77.
  62. Первов П.Д. О постановке курса древней русской литературы в народной аудитории // Русская школа. 1905. № 7-8. С. 194–206.
  63. Повторительные курсы в деревнях // Русская школа. 1905. № 3. С. 117–118.
  64. Повторительные курсы для взрослых // Русская школа. 1905. № 1. С. 115.
  65. Поездка в Москву учеников Оренбургской киргизской учительской школы в декабре 1892 г. // Русская школа. 1893. № 7-8. С. 313–316.
  66. Правила для библиотек, открываемых для пользования публики при начальных училищах // Русская школа. 1905. № 4. С. 9–10.
  67. Просветительные начинания в Фастове // Русская школа. 1904. № 1. С. 110–111.
  68. Просветительское общество в Царском Селе // Русская школа. 1904. № 3. С. 105.
  69. Публичные народные чтения // Русская школа. 1905. № 12. С. 90.
  70. Расширение каталогов книг для народных читален // Русская школа. 1905. № 2. С. 75–76.
  71. Салтыкова М. Новые воскресные школы // Русская школа. 1903. № 2. С. 72–73.
  72. Санкт-Петербургское общество грамотности // Русская школа. 1905. № 9. С. 67–68.
  73. Сведения о состоянии начального народного образования в Рузском уезде Московской губернии за 1901/1902 учебный год // Русская школа. 1903. № 4. С. 81–88.
  74. Тарутин А. В Вологодском обществе «Помощь» (страница из истории внешкольного образования) // Русская школа. 1905. № 7-8. С. 68–76.
  75. Тарутин А. Десятилетие Вологодского просветительского общества «Помощь» // Русская школа. 1903. № 2. С. 73–84.
  76. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1904. № 1. С. 54–67.
  77. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1904. № 2. С. 46–60.
  78. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1904. № 3. С. 40–54.
  79. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1905. № 3. С. 52–66.
  80. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1905. № 4. С. 57–73.
  81. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1905. № 5-6. С. 45–62.
  82. Хроника воскресных школ // Русская школа. 1905. № 7-8. С. 38–54.
  83. Чтения для рабочих в Двинске // Русская школа. 1904. № 1. С. 111–112.
  84. Школьная экскурсия // Русская школа. 1903. № 1. С. 108.
  85. Экскурсия московских студентов // Русская школа. 1903. № 1. С. 107.

Сведения об авторе

Гусарова Анастасия Юрьевна – аспирантка кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (anastasiagusarova@mail.ru).

Формат цитирования

Гусарова А.Ю. Вопросы внешкольного образования на страницах журнала «Русская школа» // Вестник Чувашского университета. – 2024. – № 1. – С. 17–28. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-1-17-28.

Загрузить полный текст статьи