DOI: 10.47026/1810-1909-2024-2-130-140
УДК 621.316.658.58
ББК 39.462
А.В. САУШЕВ, А.М. СМОЛЕНКОВ, Н.В. ШИРОКОВ
Ключевые слова
судовая электроэнергетическая система, нагрузка, генераторный агрегат, предупредительное управление, обратная мощность, первичный двигатель, защита
Аннотация
В статье представлены результаты исследования функционирования судовой электроэнергетической системы в нештатной ситуации, вызванной переходом одного из генераторных агрегатов в двигательный режим. Показано, что существующие средства защиты от обратной мощности оказываются неэффективными в случаях неконтролируемого увеличения подачи топлива в первичный двигатель одного из работающих генераторных агрегатов и не могут предотвратить перерыв в электроснабжении потребителей первой категории. В этой связи сформулирована задача по разработке методов и средств для обеспечения безаварийного перехода в состояние правильного функционирования судовой электроэнергетической системы, предотвращающих работу исправных генераторов в двигательном режиме.
Целью исследования является разработка способа формирования управляющего воздействия на судовую электроэнергетическую систему, в составе которой работают три и более генераторных агрегата, для обеспечения ее безаварийного функционирования в состоянии неконтролируемого увеличения подачи топлива в дизель одного из агрегатов.
Материалы и методы. Для достижения поставленной цели исследования применялись функционально-логический подход и метод предупредительного управления судовой электроэнергетической системой.
Результаты исследований. Предложен новый диагностический признак неработоспособного состояния судовой электроэнергетической системы, согласно которому система признается неработоспособной в момент, когда нагрузка только одного из работающих агрегатов растет, а разность нагрузок генераторов превысила допустимое значение и продолжает увеличиваться. Разработан оригинальный способ превентивной защиты судовой электроэнергетической системы, обеспечивающий безаварийный переход в состояние правильного функционирования в случае неконтролируемого увеличения подачи топлива в дизель одного из агрегатов. Согласно предложенному подходу идентифицируют неработоспособное состояние системы, в составе которой более двух генераторных агрегатов осуществляют превентивную разгрузку сети, определяют агрегат, нагрузка которого увеличивается, и подают команду на размыкание его автоматического выключателя. Представлена функциональная схема устройства, реализующего разработанный способ превентивной защиты.
Выводы. Предложенный подход позволяет своевременно идентифицировать и отключить неработоспособный генераторный агрегат в случае несанкционированного увеличения подачи топлива в дизель. При этом не допускаются переход в двигательный режим и отключение работоспособных агрегатов, исключается перерыв в электроснабжении потребителей электроэнергии первой категории.
Литература
Сведения об авторах
Саушев Александр Васильевич – доктор технических наук, заведующий кафедрой электропривода и электрооборудования береговых установок, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Россия, Санкт-Петербург (saushev@bk.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003- 2657-9500).
Смоленков Анатолий Михайлович – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт кораблестроения и вооружения Военно-Морского Флота, Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», Россия, Санкт-Петербург (saman48@mail.ru).
Широков Николай Викторович – кандидат технических наук, доцент кафедры электропривода и электрооборудования береговых установок, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, Россия, Санкт-Петербург (shirokovn@inbox.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001- 7170-0678).
Формат цитирования
Саушев А.В., Смоленков А.М., Широков Н.В. Превентивная защита судовой электроэнергетической системы от работы генераторных агрегатов в двигательном режиме // Вестник Чувашского университета. – 2024. – № 2. – С. 130–140. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-2-130-140.