DOI: 10.47026/1810-1909-2024-2-75-91
УДК 681.518.22
ББК 31.261.5
Г.В. МАЛИНИН, А.И. ЕКАНТЬЕВ
Ключевые слова
привод, математическая модель, отказоустойчивое управление, оценка переменных регулирования, дискретный фильтр Калмана, Simulink модель, бездатчиковое регулирование, двигатель постоянного тока
Аннотация
В статье рассматривается реализация трехконтурной системы управления угловым положением выходного вала привода. В качестве датчиков обратной связи используются датчик тока якоря, датчик угловой скорости выходного вала двигателя постоянного тока и датчик углового положения выходного вала привода. Как правило, ввод всех указанных датчиков в изделие, уже запущенное в эксплуатацию, не может быть осуществлено, к тому же тот или иной датчик внутреннего контура регулирования привода может выйти из строя. Трехконтурная система регулирования, в свою очередь, имеет значительные преимущества при управлении угловым положением выходного вала привода по отношению к одноконтурной системе регулирования. Показано, что трехконтурное регулирование возможно осуществить даже при отсутствии датчиков обратной связи во внутренних контурах управления: вместо измерения регулируемых переменных в этом случае осуществляется их оценка.
Цель исследования – построение трехконтурной системы управления в условиях отсутствия датчиков внутренних контуров регулирования с помощью оценки регулируемых переменных дискретным алгоритмом калмановской фильтрации.
Материалы и методы. Для реализации предложенного алгоритма разработана математическая модель привода с учетом каждого контура регулирования и всех параметров регулятора. Моделирование системы с датчиками обратной связи или оценкой переменных внутренних контуров регулирования осуществлено в программной среде MATLAB Simulink.
Результаты исследований. Моделирование показывает, что трехконтурное управление угловым положением выходного вала привода с одним физическим датчиком обратной связи внешнего контура регулирования возможно осуществить с помощью оценки переменных внутренних контуров регулирования привода дискретным фильтром Калмана. При этом наблюдается увеличение перерегулирования углового положения по сравнению с вариантом построения системы с датчиками в цепях обратной связи. Для уменьшения перерегулирования в передаточной функции привода увеличивается коэффициент демпфирования и выбирается наиболее оптимальное его значение. Качество регулирования в результирующей системе при этом не ухудшается.
Выводы. Реализация бездатчиковой обратной связи возможна, но требует дополнительных вычислительных затрат, что приводит к удорожанию вычислителя. Несоответствие оценок переменных регулирования внутренних контуров их фактическому значению приводит к необходимости коррекции расчетных параметров регулятора внешнего контура управления привода.
Литература
Сведения об авторах
Малинин Григорий Вячеславович – кандидат технических наук, заведующий кафедрой промышленной электроники, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (malgrig6@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3993-0435).
Екантьев Андрей Игоревич – аспирант кафедры промышленной электроники, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (andrey‑yekantyev@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0009-0004-8947-6319).
Формат цитирования
Малинин Г.В., Екантьев А.И. Способ реализации бездатчиковой обратной связи для внутренних контуров регулирования привода с использованием алгоритма калмановской фильтрации // Вестник Чувашского университета. – 2024. – № 2. – С. 75–91. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-2-75-91.