Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2024 – № 3. Тема выпуска: Исторические науки  /  АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ БАШКИРСКОГО, ТАТАРСКОГО И ЧУВАШСКОГО НАРКОМАТОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ БАШКИРСКОГО, ТАТАРСКОГО И ЧУВАШСКОГО НАРКОМАТОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-20-33

УДК 930(470.40/.43)

ББК 74.03(235)6к22

М.Н. ГАСАНОВА, Е.К. МИНЕЕВА

Ключевые слова: Академический центр, народный комиссариат просвещения, Башкирская АССР, Татарская АССР, Чувашская АССР, краеведение.

В 1920-е гг. большую роль в развитии образования и науки автономных республик Среднего Поволжья сыграли академические центры – особые органы народных комиссариатов просвещения, объединявшие и направлявшие научно-исследовательскую, учебно-методическую и краеведческую работу в пределах автономии. Изучение истории академцентров, сумевших в свое время консолидировать вокруг себя лучшие интеллектуальные силы автономных республик, чрезвычайно важно для понимания процессов, протекавших в духовной жизни регионов России в 1920-е гг.

Целью исследования является изучение истории деятельности академцентров Башкирского, Татарского и Чувашского наркоматов просвещения с момента их возникновения и до последующей ликвидации в начале 1930-х гг., определение наиболее важных направлений работы академцентров и оценка результативности их деятельности.

Материалы и методы. Настоящая статья написана на основе изучения научной литературы и материалов Государственного исторического архива Чувашской Республики. Методической основой исследования стали принципы объективности, историзма и системности, а также совокупность общенаучных и специальных исторических методов.

Результаты исследования. Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться академцентрам в 1920-е гг., их деятельность оказалась в тех условиях полезной. Во многом это связано с тем, что во всех трех республиках к работе академцентров местным властям удалось привлечь лучшие интеллектуальные силы.

В статье на конкретных примерах показываются следующие основные направления и результаты деятельности академцентров Башкирского, Татарского и Чувашского наркомпросов:

  1. Роль в решении задачи выработки башкирского, татарского и чувашского литературных письменных языков.
  2. Деятельность терминологических комиссий при академцентрах, которые рассматривали вопросы написания и произношения специальных терминов.
  3. Осуществление редакционно-издательской деятельности.
  4. Выработка, рассмотрение и утверждение многочисленных программ для разных образовательных и культурно-просветительных учреждений.
  5. Разрешение иных вопросов, связанных с образовательными учреждениями (повышение квалификации работников просвещения, утверждение различных нормативных и ведомственных документов и др.).
  6. Содействие развитию научных исследований в автономных республиках.
  7. Поддержка краеведческого движения.
  8. Влияние на развитие национальной культуры.

Выводы. В деятельности академцентров Башкирского, Татарского и Чувашского наркоматов просвещения в 1920-е гг. наблюдались определенные различия. Однако в целом все они сыграли большую роль в обеспечении образовательного процесса рабочими программами и учебной литературой, в развитии науки и краеведческого движения. Особое значение академцентры имели для развития башкирского, татарского и чувашского языков.

Литература

  1. Академический центр Наркомпроса ТАССР: документы и материалы / сост. О.Л. Улемнова, Л.Ш. Давлетшина. Казань: ИЯЛИ, 2015. 224 с.
  2. Валеева Г.А., Ларионова А.Н. Академическая наука периода становления ТАССР в 20-е годы XX века // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2020. Т. 162, кн. 4. С. 71–79.
  3. Гасанова М.Н., Минеева Е.К. Народный комиссариат просвещения Чувашской АССР во второй половине 1920-х годов: правовые основы деятельности и организационная структура // Вестник Чувашского университета. 2021. № 4. С. 21–28.
  4. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. Р-221. Оп. 1.
  5. Ергин Ю.В. Академический центр Башкирского наркомата просвещения // Вестник Башкирского университета. 2006. № 1. С. 121–128.
  6. Ергин Ю.В., Чушкина С.Е. Школьное краеведение в советской Башкирии (1925–1930 гг.) // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. № 3 (64). С. 121–132.
  7. Зайнеева Г.Н. Деятельность Г. Ибрагимова в татарской редакционной коллегии Академцентра на страницах архивных документов // Татароведение в ситуации смены парадигм: теория, методология, практика: сборник трудов I Международного научно-практического семинара. Казань: ИЯЛИ, 2021. С. 14–16.
  8. Закиров А.Ф. Научные общества и Академический центр Народного комиссариата просвещения Татарской АССР // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2019. Т. 1, № 9. С. 91–97.
  9. Закиров А.Ф., Хабибуллин М.З. Становление и развитие академической науки в ТАССР в 1920–1950-е гг.: научный отдел Наркомпроса ТАССР, Академический центр Татнаркомпроса, Институт языка, литературы и истории и Казанский филиал академии наук СССР // Научный Татарстан. 2017. № 2. С. 19–27.
  10. Касимов Е.В. Чувашский государственный институт гуманитарных наук. Кн. 1: Начальные страницы истории (1930–1955 гг.) / ЧГИГН. Чебоксары, 2020. 232 с.
  11. Кутушев Г.З. Народный комиссариат просвещения Башкирской АССР в 1919–1941 гг.: дис. … канд. ист. наук. Уфа, 2015. 228 с.
  12. Латыпова Г.М. Деятельность Народного комиссариата просвещения ТАССР в 1920-е гг. Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2013. 223 с.
  13. Латыпова Г.М., Рафикова Г.Э. Татгосиздат Академцентра Наркомпроса ТАССР: первый опыт государственного регулирования издания национальной литературы // Татароведение в ситуации смены парадигм: теория, методология, практика: сб. тр. I Междунар. науч.-практ. семинара. Казань: ИЯЛИ, 2021. С. 25–29.
  14. Марданова Ф.Ф. Из истории становления краеведения в ТАССР: первые годы деятельности научного общества татароведения (1923–1925 гг.) // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2020. № 2. С. 23–31.
  15. Мигранова Э.В., Псянчин А.В. Деятельность Академического центра при Башкирском наркомате просвещения и общества по изучению Башкирии в 1922–1924 гг. (на основе архивных материалов) // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2023. № 1. С. 23–33.
  16. Муртазина Л.Р. Научно-педагогическая деятельность Габдуллы Сабировича Шнаси (1885–1938) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 8 (173). C. 121–124.
  17. Организация науки в первые годы Советской власти (1917–1925): сб. док. Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1968. 419 с.
  18. Преснякова А.К. Роль Академцентра Наркомпроса республики в разработке учебно-методических пособий для национальных школ // Платоновские чтения: материалы XII Всерос. конф. молодых историков, г. Самара, 10–11 ноября 2006 г. / отв. ред. П.С. Кабытов. Самара: Универс-групп, 2006. С. 137–139.
  19. Салахов М. От Академцентра до Академии наук: история и перспективы татароведения // Татароведение в ситуации смены парадигм: теория, методология, практика: сб. тр. I Междунар. науч.-практ. семинара. Казань: ИЯЛИ, 2021. С. 3–5.
  20. Улемнова О.Л. Академический центр Татнаркомпроса и основные направления татароведения 1920-х гг. // Татароведение в ситуации смены парадигм: теория, методология, практика: сб. тр. I Междунар. науч.-практ. семинара. Казань: ИЯЛИ, 2021. С. 44–51.
  21. Фархшатов М.Н., Рахматуллина З.Я., Псянчин А.В. Институционализация академической гуманитарной науки в Башкортостане в ХХ – начале XXI в.: этапы, участники, результаты (к 100-летию ордена «Знак Почета» Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН) // Oriental Studies. 2022. Т. 15, № 2. С. 310–332.
  22. Фаттахова Г.А. Деятельность Академического центра Татнаркомпроса в 1920-е гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Казань, 2000. 22 с.
  23. Фаттахова Г.А. Издательская деятельность Академического центра // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2000. № 1–2. С. 228–231.
  24. Фаттахова Г.А., Валеев Р.К. Академический центр Татарии: 1920-е годы. Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. 95 с.

Сведения об авторах

Гасанова Малека Нусраддин Кызы – учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары, Россия, Чебоксары (maleka_gasanova@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9473-8118).

Минеева Елена Константиновна – доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mineevaek21@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8301-9951).

Формат цитирования

Гасанова М.Н., Минеева Е.К. Академические центры Башкирского, Татарского и Чувашского наркоматов просвещения: основные направления и результаты деятельности // Вестник Чувашского университета. 2024. № 3. С. 20–33. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-20-33.

Загрузить полный текст статьи