Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2024 – № 3. Тема выпуска: Исторические науки  /  ЦЕЛИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА РУССКИХ ЮЖНОГО УРАЛА: ПРИЕМ «ПЕРЕНОСА» НЕДУГА ОТ ЧЕЛОВЕКА НА ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ

ЦЕЛИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА РУССКИХ ЮЖНОГО УРАЛА: ПРИЕМ «ПЕРЕНОСА» НЕДУГА ОТ ЧЕЛОВЕКА НА ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ

DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-12-19

УДК 39+615.11

ББК 63.5 (2Рос.Баш)

Ф.Г. ГАЛИЕВА

Исследование выполнено в рамках Государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН № 122041900118-5.

Ключевые слова: русские Южного Урала, молитвы и заговоры, народная мифология, полевые материалы, архивные источники.

Актуальность исследования обусловлена тем, что народная медицина русского населения Южного Урала (Уфимской губернии) представляет собой один из слабо изученных, но важнейших пластов этнической культуры, в котором ярко проявляются преемственность этнических традиций, динамика мировоззрения и религиозной идентичности.

Цель исследования – выявление приема «передачи» болезни от человека живому или неживому объекту в целительской практике русских Южного Урала.

Материалы и методы. Объектом настоящего исследования является русское крестьянское население Южного Урала, сформировавшееся в XVI–XX вв. из выходцев северных, центральных, южных и западноевропейских губерний России. Хронологические рамки исследования – с конца XIX до середины XX в., когда еще сохранялись этнические традиции. Источниками послужили полевые материалы автора и сведения по народной медицине русских Южного Урала в опубликованных и рукописных работах Р.Г. Игнатьева, Д.К. Зеленина, М.В. Колесникова, А.И. Кийкова, Н.П. Колпаковой, Б.Г. Ахметшина, Ю.Г. Диникеевой. Методы исследования: сопоставление ранее опубликованных и рукописных полевых материалов по народной медицине русских Южного Урала, сравнение с другими народами и регионами.

Результаты исследования. «Перенос» болезни осуществлялся с помощью определенных магических действий, а также заговоров и молитв. Объектами «переноса» недугов были домашние животные (кошки, собаки, куры, петухи, гусята), а также рыбы (щука), деревья (береза), огонь, печной дым. К домашним животным непременно обращались в случае лечения грудных детей якобы по причине нарушения запрета беременными пинать питомцев. «Нивелирование» некоторых болезней с симптомами красноты (корь, краснуха, рожа, щетина новорожденных) достигалось путем применения красной ткани. Действия, совершаемые при лечении, были связаны с потряхиванием ребенка, его приподниманием и отведением в сторону, повторяя форму православного креста, очерчиванием больного места, оборачиванием (ствола дерева поясом больного), опрыскиванием водой через горящую лучину (при болячках на лице).

Выводы. Способы избавления от недугов путем «переноса» на другие объекты на Южном Урале русскими переселенцами передавались из поколения в поколение до середины XX столетия, периода сохранения традиционных представлений об их причинах (нарушение запретов и как следствие – проникновение в человека вредоносных сущностей). Способы лечения связаны с атрибутами крестьянского быта и характеризуют религиозный синкретизм русских крестьян.

Литература

  1. Архангельская А.М. Собака как «нечистое» животное в традиционной народной культуре и языке // SLAVICA SLOVACA. 2020. № 1. С. 110–
  2. Диникеева Ю.Г. Народные способы лечения детских болезней (по полевым этнографическим материалам, собранным у русского населения Башкортостана) // Вестник Пермского университета. 2016. № 1(32). С. 54–59.
  3. Егорова О.В. Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX – первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребенка: дис. … д-ра ист. наук. Чебоксары, 2010. 538 с.
  4. Зеленин Д.К. Черты быта Усень-Ивановских староверов // Бельские просторы. 2011. № 1, янв. С. 93–108; № 2, февр. С. 144–159.
  5. Игнатьев Р. Народные приметы и поверья в Уфимской губернии // Гурвич Н.А. Памятная книжка Уфимской губернии. Сведения числовые и описательные, относящиеся к 1882–83 гг. и только весьма немногие – к прежним годам. Уфа, 1882. С. 328–342.
  6. Кагинские приметы, поверья, заговоры / Модельная библиотека с. Кага Белорецкогорайона Башкортостана. Кага, 2013. 27 с.
  7. Кийков А. О пережитках древности в поверьях и обычаях современного русского крестьянства в БАССР // Краеведческий сборник. Уфа: Изд-е Об-ва по изучению Башкирии, 1930. № 3– С. 65–69.
  8. Колесников М. Этнографические очерки русского населения в Уфимской губернии, в его народном быту, обрядах, обычаях и пр. // Уфимские губернские ведомости. 1888. № 42; 1889. № 1–3, 6, 9, 14, 21, 22, 25, 29, 32, 34, 36; 1890. № 3–8, 43, 48.
  9. Никонова Л.И. Традиционная медицина тюркских народов Поволжья и Приуралья как часть системы их жизнеобеспечения. Саранск: Рузаевка, 2000. 156 с.
  10. «Новые» имена: историко-литературные и краеведческие исследования на Южном Урале в XIX – начале XX вв. / сост. М.И. Роднов. СПб.: ООО «Свое издательство», 2015. 174 с.
  11. Пашкова Т.В. Религиозно-мифологические воззрения карелов на болезни оспу, краснуху, корь и ветрянку // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2024. № 1(64). С. 151–158.
  12. ПМА. 2019. Республика Башкортостан, Дуванский район, с. Вознесенка. Записано у Игишевой Н.И. (1936 г.р.).
  13. Похоронно-поминальные традиции на Южном Урале: сб. материалов фольклоной экспелиции лаборатории народной культуры / авт.-сост. Т.И. Рожкова, С.А. Моисеева. Магнитогорск: МаГУ, 2008. Вып. 3. 223 с.
  14. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1903. 404 с.
  15. Русский фольклор Башкирии. Записи фольклорных экспедиций 1938 г. / Башкир. НИИ яз. и литер.; под рук. Н.П. Колпаковой (г. Ленинград) // Научный архив Уфимского федерального исследовательского центра РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 80.
  16. Современное состояние преданий, частушек и быличек северо-восточной Башкирии: сборник фольклорных материалов / сост. Б.Г. Ахметшин, И.Г. Кульсарина, Н.Г. Кульсарин; под общ. ред. проф. Б.Г. Ахметшина. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. 213 с.
  17. Толчанова Т. Мир русского дома. Книга народной жизни. М.: Звонница, 2004. 592 с.
  18. Топоров В.Н. Мифология: статьи для мифологических энциклопедий. Т. 1. А–О / предисл. Вяч. Вс. Иванова, ред.-сост. А. Григорян. М.: Языки славянских культур, 2011. 600 с.; Т. 2: ред.-сост. А. Григорян. 2014. 536 с.

Сведения об авторе

Галиева Фарида Габдулхаевна – доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент, главный научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа (afg18@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1548-3012).

Формат цитирования

Галиева Ф.Г. Целительская практика русских Южного Урала: прием «переноса» недуга от человека на другие объекты // Вестник Чувашского университета. 2024. № 3. С. 12–19. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-12-19.

Загрузить полный текст статьи