DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-12-19
УДК 39+615.11
ББК 63.5 (2Рос.Баш)
Ф.Г. ГАЛИЕВА
Исследование выполнено в рамках Государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН № 122041900118-5.
Ключевые слова: русские Южного Урала, молитвы и заговоры, народная мифология, полевые материалы, архивные источники.
Актуальность исследования обусловлена тем, что народная медицина русского населения Южного Урала (Уфимской губернии) представляет собой один из слабо изученных, но важнейших пластов этнической культуры, в котором ярко проявляются преемственность этнических традиций, динамика мировоззрения и религиозной идентичности.
Цель исследования – выявление приема «передачи» болезни от человека живому или неживому объекту в целительской практике русских Южного Урала.
Материалы и методы. Объектом настоящего исследования является русское крестьянское население Южного Урала, сформировавшееся в XVI–XX вв. из выходцев северных, центральных, южных и западноевропейских губерний России. Хронологические рамки исследования – с конца XIX до середины XX в., когда еще сохранялись этнические традиции. Источниками послужили полевые материалы автора и сведения по народной медицине русских Южного Урала в опубликованных и рукописных работах Р.Г. Игнатьева, Д.К. Зеленина, М.В. Колесникова, А.И. Кийкова, Н.П. Колпаковой, Б.Г. Ахметшина, Ю.Г. Диникеевой. Методы исследования: сопоставление ранее опубликованных и рукописных полевых материалов по народной медицине русских Южного Урала, сравнение с другими народами и регионами.
Результаты исследования. «Перенос» болезни осуществлялся с помощью определенных магических действий, а также заговоров и молитв. Объектами «переноса» недугов были домашние животные (кошки, собаки, куры, петухи, гусята), а также рыбы (щука), деревья (береза), огонь, печной дым. К домашним животным непременно обращались в случае лечения грудных детей якобы по причине нарушения запрета беременными пинать питомцев. «Нивелирование» некоторых болезней с симптомами красноты (корь, краснуха, рожа, щетина новорожденных) достигалось путем применения красной ткани. Действия, совершаемые при лечении, были связаны с потряхиванием ребенка, его приподниманием и отведением в сторону, повторяя форму православного креста, очерчиванием больного места, оборачиванием (ствола дерева поясом больного), опрыскиванием водой через горящую лучину (при болячках на лице).
Выводы. Способы избавления от недугов путем «переноса» на другие объекты на Южном Урале русскими переселенцами передавались из поколения в поколение до середины XX столетия, периода сохранения традиционных представлений об их причинах (нарушение запретов и как следствие – проникновение в человека вредоносных сущностей). Способы лечения связаны с атрибутами крестьянского быта и характеризуют религиозный синкретизм русских крестьян.
Литература
Сведения об авторе
Галиева Фарида Габдулхаевна – доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент, главный научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа (afg18@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1548-3012).
Формат цитирования
Галиева Ф.Г. Целительская практика русских Южного Урала: прием «переноса» недуга от человека на другие объекты // Вестник Чувашского университета. 2024. № 3. С. 12–19. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-12-19.