DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-232-242
УДК 39+691.11
ББК 63.5+63.3(2)
З.Ф. ХАСАНОВА
Исследование выполнено в рамках Государственного задания № 122041900118-5 ИЭИ УФИЦ РАН на 2021–2024 гг.
Ключевые слова: башкиры, домашние животные, магия, обереги, амулеты.
Несмотря на нивелирование многих этнических особенностей в эпоху современности, у башкир сохраняется целый ряд религиозно-магических способов защиты, запретов, примет, связанных с домашними животными.
Целью исследования является изучение и анализ магических средств защиты домашних животных у башкир, проживающих на территории Республики Башкортостан в середине XX – начала XXI в.
Материалы и методы. В статье применены общенаучные методы: научного описания, анализа и систематизации эмпирического материала, а также сравнительно-исторический метод. При проведении полевых исследований использовались традиционные этнографические методы: глубинное интервью, наблюдение, фотофиксация. В основу статьи положены историко-этнографические исследования башкир и народов Урало-Поволжья, коллекции Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН, а также полевые материалы, собранные автором в 2017, 2019, 2023 гг. в южных, юго-восточных, западных, юго-западных, северо-восточных районах Республики Башкортостан.
Результаты исследования. Рассмотрены различные виды магических средств защиты домашних животных у башкир, проживающих на территории Республики Башкортостан. В начале XXI в. у башкир продолжают сохраняться традиционные способы магической защиты скота – использование оберегов животного и растительного происхождения, окуривание их травами и применение соли, над которой мулла прочитал молитву. Во многих башкирских деревнях в качестве оберегов продолжают использовать найденные на дороге металлические подковы, косы, вилы, которые вешают на стены сараев острием вверх в направление Мекки, амулеты – «бетеү», представляющие собой записи аятов на арабском языке, помещенные в кожаные мешочки и т.д. Широко бытуют также обряды, заговоры и амулеты и т.д., источниками которых являются газеты, журналы и Интернет. Амулеты и обереги охотно приобретают в интернет-магазинах, у людей, считающих себя «магами», «знахарями». Существует поверье, что различные амулеты, «заряженные» на сохранность и увеличение поголовья домашних животных, действительно приносят в дом благополучие и достаток.
Выводы. Выявлено, что возникшие в глубоком прошлом магические предметы и обереги прочно укоренились в обрядовой практике башкир и не потеряли своей значимости вплоть до сегодняшнего дня. Как показали полевые материалы автора, собранные у разных территориальных групп башкир, в настоящее время они продолжают сохранять традиционные способы магической защиты скота. Кроме того, в последние десятилетия башкирами стали использоваться различные средства и амулеты, приобретенные в интернет-магазинах.
Литература и источники
Сведения об авторе
Хасанова Зифа Фаритовна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Россия, Уфа (Zifa.83@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3479-5804).
Формат цитирования
Хасанова З.Ф. Магические средства защиты домашних животных у башкир // Вестник Чувашского университета. 2024. № 3. С. 232–242. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-232-242.