Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2024 – № 3. Тема выпуска: Исторические науки  /  МАГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ У БАШКИР

МАГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ У БАШКИР

DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-232-242

УДК 39+691.11

ББК 63.5+63.3(2)

З.Ф. ХАСАНОВА

Исследование выполнено в рамках Государственного задания № 122041900118-5 ИЭИ УФИЦ РАН на 2021–2024 гг.

Ключевые слова: башкиры, домашние животные, магия, обереги, амулеты.

Несмотря на нивелирование многих этнических особенностей в эпоху современности, у башкир сохраняется целый ряд религиозно-магических способов защиты, запретов, примет, связанных с домашними животными.

Целью исследования является изучение и анализ магических средств защиты домашних животных у башкир, проживающих на территории Республики Башкортостан в середине XX – начала XXI в.

Материалы и методы. В статье применены общенаучные методы: научного описания, анализа и систематизации эмпирического материала, а также сравнительно-исторический метод. При проведении полевых исследований использовались традиционные этнографические методы: глубинное интервью, наблюдение, фотофиксация. В основу статьи положены историко-этнографические исследования башкир и народов Урало-Поволжья, коллекции Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН, а также полевые материалы, собранные автором в 2017, 2019, 2023 гг. в южных, юго-восточных, западных, юго-западных, северо-восточных районах Республики Башкортостан.

Результаты исследования. Рассмотрены различные виды магических средств защиты домашних животных у башкир, проживающих на территории Республики Башкортостан. В начале XXI в. у башкир продолжают сохраняться традиционные способы магической защиты скота – использование оберегов животного и растительного происхождения, окуривание их травами и применение соли, над которой мулла прочитал молитву. Во многих башкирских деревнях в качестве оберегов продолжают использовать найденные на дороге металлические подковы, косы, вилы, которые вешают на стены сараев острием вверх в направление Мекки, амулеты – «бетеү», представляющие собой записи аятов на арабском языке, помещенные в кожаные мешочки и т.д. Широко бытуют также обряды, заговоры и амулеты и т.д., источниками которых являются газеты, журналы и Интернет. Амулеты и обереги охотно приобретают в интернет-магазинах, у людей, считающих себя «магами», «знахарями». Существует поверье, что различные амулеты, «заряженные» на сохранность и увеличение поголовья домашних животных, действительно приносят в дом благополучие и достаток.

Выводы. Выявлено, что возникшие в глубоком прошлом магические предметы и обереги прочно укоренились в обрядовой практике башкир и не потеряли своей значимости вплоть до сегодняшнего дня. Как показали полевые материалы автора, собранные у разных территориальных групп башкир, в настоящее время они продолжают сохранять традиционные способы магической защиты скота. Кроме того, в последние десятилетия башкирами стали использоваться различные средства и амулеты, приобретенные в интернет-магазинах.

Литература и источники

  1. Археологическая карта Башкирии / О.Н. Бадер (отв. ред.), Н.А. Мажитов, А.П. Смирнов. М.: Наука, 1976. 263 с.
  2. Башкирское народное творчество. Т. 12. Обрядовый фольклор. Уфа: Китап, 2010. 592 с.
  3. Валеев Ф.Т. Обереги как пережитки доисламских верований у сибирских татар [Электронный ресурс]. URL: http://annales.info/sibir/small/valeev.htm (дата обращения 05.10.2023).
  4. Винников Я.Р. Хозяйство, культура и быт сельского населения Туркменской ССР. М.: Наука, 1969. 308 с.
  5. Журавлев А.Ф. Домашний скот: в поверьях и магии восточных славян. М.: Индрик, 1994. 256 с.
  6. Илимбетова А.Ф., Илимбетов Ф.Ф. Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. 2-е изд., испр. и доп. Уфа: Гилем, 2012. 704 с.
  7. Миннияхметова Т. Традиционные обряды закамских удмуртов: Структура. Семантика. Фольклор. Тарту, 2003. 257 с.
  8. Полевые материалы автора (далее – ПМА). 2019. Республика Башкортостан, Абзелиловский район, с. Аскарово. Записано у Нургалиной М.Ш. (1927 г.р.).
  9. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Баймакский район, д. Верхнетагирово. Записано у Нургалиной С.Г. (1928 г.р.).
  10. ПМА. 2023. Челябинская область, п. Аркаим. Записано у Давлеткулова И.И. (1956 г.р.).
  11. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Альшеевский район, д. Идрисово. Записано у Муфтиевой Р.С. (1957 г.р.).
  12. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Баймакский район, д. Аминево. Записано у Баязитва С.А. (1955 г.р.).
  13. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Дуванский район, д. Старохалилово. Записано у Хусаиновой М.Д. (1964 г.р.).
  14. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Ишимбайский район, д. Кулгуново. Записано у Мустафина М.М. (1963 г.р.).
  15. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Саиткулово. Записано у Гималовой Ю.И. (1937 г.р.).
  16. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Баймакский район, с. Темясово. Записано у Валеева С.Г. (1934 г.р.).
  17. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Белорецкий район, с. Шигаево. Записано у Сальмановой (Галиуллиной) А.А. (1942 г.р.).
  18. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Баймакский район, д. Кусеево. Записано у Латыповой В.Р. (1969 г.р.).
  19. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Саиткулово. Записано у Камаловой Я.Я. (1960 г.р.).
  20. ПМА. 2019. Республика Башкортостан, Абзелиловский район, д. Утяганово. Абубакировой Х.Ш. (1943 г.р.).
  21. ПМА. 2019. Республика Башкортостан, Баймакский район, д. Ишмухаметово. Записано у Бурановой А.Д. (1952 г.р.).
  22. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Баймакский район, с. Тубинск. Записано у Гибадатова Г.М. (1957 г.р.).
  23. ПМА. 2023. Республика Башкортостан, Бурзянский район, д. Абдулмамбетово. Записано у Усмановой (Шигаповой) Р.А. 1963 г.р.
  24. Сулейманова М.Н. Доисламские верования и обряды башкир. Уфа: БашГУ, 2005. 146 с.
  25. Хисамитдинова Ф.Г. Словарь башкирской мифологии. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. 418 с.
  26. Шаниязов К.Ш., Исламов Х.И. Этнографические очерки материальной культуры узбеков конца XIX – начала XX в. Ташкент, 1981. 126 с.
  27. Экспедиция материалдары – 2004: Әлшәй районы. – Ѳфө: БР ММ РУҒМҮ, 2006. 234 с.

Сведения об авторе

Хасанова Зифа Фаритовна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт этнологических исследований имени Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, Россия, Уфа (Zifa.83@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3479-5804).

Формат цитирования

Хасанова З.Ф. Магические средства защиты домашних животных у башкир // Вестник Чувашского университета. 2024. № 3. С. 232–242. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-232-242.

Загрузить полный текст статьи