Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2024 – № 3. Тема выпуска: Исторические науки  /  О МИССИОНЕРСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПИСКОПА АНДРЕЯ (А.А. УХТОМСКОГО) В КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ

О МИССИОНЕРСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПИСКОПА АНДРЕЯ (А.А. УХТОМСКОГО) В КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ

DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-180-191

УДК 271-9

ББК 86.372-24-3,8

Л.А. ТАЙМАСОВ

Ключевые слова: епископ Андрей (А.А. Ухтомский), Казанская епархия, архипастырское служение, миссионерское просветительство, новокрещеные народы.

Среди епископов Русской православной церкви, внесших значительный вклад в дело утверждения православия в Волго-Уральском регионе, обращает на себя особое внимание личность А.А. Ухтомского.

Цель исследования – изучить жизненный путь и дать оценку миссионерско-просветительской деятельности епископа Андрея, его вклада в сохранение системы Н.И. Ильминского в практике христианского просвещения новокрещеных народов Казанской епархии.

Материалы и методы. Исследование осуществлялось на основе анализа литературы и источников. Изучены монографии, научные статьи, публикации самого А.А. Ухтомского в периодических изданиях и брошюрах, мнения и суждения о нем, его деятельности официальных лиц, просветителей, священнослужителей, обывателей. В качестве источников использованы отдельные архивные документы из фондов Синода Российского государственного исторического архива (РГИА), фондов Н.В. Никольского, Д.Ф. Филимонова Научного архива Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН), сведения Первой всеобщей переписи населения Российской империи и др. Применялись общенаучные и специальные методы научного анализа, прежде всего хронологический, институциональный и культурно-антропологический. Хронологический метод позволил осветить этап из жизнедеятельности А.А. Ухтомского на фоне сложных общественно-политических и социально-экономических процессов начала ХХ в. Институциональный подход использовался для описания религиозной политики царизма и Русской православной церкви. Культурно-антропологический подход применялся при рассмотрении взглядов архиерея на проблемы взаимодействия государства, церкви и общества, христианского просвещения народов Казанской епархии, а также его использование дало возможность показать отношение многонациональной паствы к архипастырю.

Результаты исследования. А.А. Ухтомский происходил из старинного дворянского рода и был первым ребенком в большой семье. Окончив Рыбинскую мужскую гимназию, поступил в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. После его окончания под влиянием праведного Иоанна Кронштадтского выбрал путь духовного служения. В 1891–1895 гг. обучался в Московской духовной академии. Его становление как миссионера-просветителя происходило в Казани, где он провел шестнадцать лет результативной деятельности. Опыт, полученный в период служения в Среднем Поволжье, он использовал при управлении Сухумской и Уфимской епархиями. Его судьба в годы революции, Гражданской войны и советских преобразований была тернистой и завершилась трагически: архиепископ Андрей многократно подвергался арестам и ссылкам, а в 1937 г. был расстрелян в Рыбинске Ярославской области. Научное значение исследования заключается в расширении научно-теоретической базы для дальнейшего изучения этноконфессиональных процессов, оценки роли епископа Андрея (А.А. Ухтомского) в утверждении православия в полиэтническом регионе на рубеже XIX–XX вв.

Выводы. Казанский период служения епископа Андрея (Ухтомского) стал временем формирования его взглядов на вопросы религиозной политики, практики христианского просвещения новокрещеных народов, когда в правительственных кругах и в среде церковного руководства возобладали идеи прямой русификации «инородцев». Непреклонная позиция архипастыря относительно продолжения использования системы Н.И. Ильминского позволила развивать национальные культуры на христианско-православной основе. В годы служения в Казанской губернии он являлся членом Казанского общества трезвости, руководил Братством святителя Гурия, учредив при нем «Кружок сестер-сотрудниц Братства святителя». Епископ Андрей инициировал и поддержал создание православных монастыря и общины крещеных татар. Опыт управления полиэтничной паствой, обретенный в Казанской епархии, он применял в последующем при возглавлении Сухумской (1911–1914), а позже Уфимской епархий (1914–1921).

Литература

  1. Алексеев И.Е. Смиренный бунтарь: к вопросу о мировоззрении архиепископа Андрея (князя Ухтомского) // Былые годы. 2010. № 1(15). С. 27–37; № 3(17). С. 19–30; № 4(18). С. 21–32.
  2. Алексеева Л.В. Из истории создания Покровской просветительной крещенотатарской женской общины Мамадышского уезда Казанской губернии [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/analitika/2008/04/05 (дата обращения: 02.06.2024).
  3. Андрей (Ухтомский). Лихолетье в жизни православия среди приволжских инородцев. Казань: Типолитография Имп. ун-та, 1908. 64 с.
  4. Андрей (Ухтомский). О будущей деятельности Братства св. Гурия // Известия по Казанской епархии. 1907. № 41. С. 1271–1273.
  5. Андрей (Ухтомский). О нормальном положении православия в Православном Русском Царстве. Казань: Типолитография И.С. Перова, 1908. 18 с.
  6. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович) // Православная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravenc.ru/text/116026.html (дата обращения: 02.06.2024).
  7. Бобровников Н.А. К вопросу о переводах на инородческие языки // Известия по Казанской епархии. 1904. № 44. С. 1482–1486.
  8. Дехтярев Г.Г.Жизненный путь и мировоззрение архиепископа Андрея (Ухтомского) в революционный период // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2019. Т. 9, № 4(49). С. 417–424.
  9. Зеленогорский М.Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея. М.: Терра, 1991. 334 с.
  10. Земляницкий Т. Посещение преосвященным Андреем, епископом Мамадышским села Хыр – Касов Козьмодемьянского уезда // Известия по Казанской епархии. 1909. № 41. С. 1175–1176.
  11. Знаменский П.В. На память о Н.И. Ильминском: к двадцатипятилетию Братства святителя Гурия. Казань, 1892. 402 с.
  12. Исхаков Р.Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII – начало XX в.). Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. 222 с.
  13. Машанов М.А. Ответ на доклад «Чрезвычайной ревизионной комиссии Братства св. Гурия». Казань: Цент. типрогр., 1905. 18 с.
  14. Никольский Н.В. Родной язык как орудие первоначального просвещения инородцев. Казань: Типолитография Имп. ун-та, 1904. 36 с.
  15. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Т. 14. Казанская губерния. М.: Изд. центр. Статист. комитета МВД, 1903. 308 с.
  16. Прощание православных казанцев с преосвященным Андреем, бывшим епископом Мамадышским // Известия по Казанской епархии. 1909. № 41. С. 1029–1069.
  17. Устав «Братства святителя Гурия» при Казанском кафедральном соборе, 1898 г. Казань, 1899. 21 с.
  18. Яковлев И.Я. Из переписки. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. 320 с.
  19. Яковлев И.Я. Моя жизнь. М.: Республика. 1997. 697 с.

Сведения об авторе

Таймасов Леонид Александрович – доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (taymasov@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3301-5682).

Формат цитирования

Таймасов Л.А. О миссионерско-просветительской деятельности епископа Андрея (А.А. Ухтомского) в Казанской епархии // Вестник Чувашского университета. 2024. № 3. С. 180–191. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-180-191.

Загрузить полный текст статьи