Главная  /  Наука и инновации  /  Вестник Чувашского университета  /  Метаданные к статьям  /  Вестник Чувашского университета. – 2024 – № 3. Тема выпуска: Исторические науки  /  РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ КАЗАНСКИХ ВУЗОВ 1920-х ГОДОВ – ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИЛИ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ?

РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ КАЗАНСКИХ ВУЗОВ 1920-х ГОДОВ – ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ИЛИ ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ?

DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-223-231

УДК 93:323.3

ББК 63.3

О.А. ХАБИБРАХМАНОВА

Ключевые слова: интеллигенция вузов, рабочие факультеты, образование, Казанский университет, Правление университета, идеология.

Беспрецедентные шаги советской власти по трансформации высшего образования стали началом титанических преобразований всей системы образования в стране. В связи с этим особенно интересен опыт создания и функционирования рабочих факультетов, призванных стать «пионерами» в деле выстраивания нового образовательного пространства. Функции рабочих факультетов были четко определены советским правительством и сформулированы в многочисленных постановлениях. Но все ли предписания новой власти неукоснительно соблюдались на местах? Какую роль в деле развития рабочих факультетов играли участники образовательного процесса?

Цель исследования – изучение позиции вузовской интеллигенции по отношению к созданию и функционированию рабочих факультетов.

Материалы и методы. В исследовании использовались документальные источники, свидетельствующие о появлении новых форм организации учебного процесса в высших учебных заведениях страны. Использованный комплекс архивных документов позволил раскрыть назначение и функции рабочих факультетов. История становления рабочих факультетов реконструирована посредством анализа социально-культурных практик представителей профессорско-преподавательской корпорации Казанского университета. На основе изучения дневниковых записей, докладов ученых на конференциях, различного рода заседаниях, а также на основе анализа вузовской протокольной документации, были реконструированы взгляды вузовской интеллигенции на реформы в системе высшего образования, в частности на устройство рабочих факультетов.

Результаты исследования. Весьма неоднозначные позиции профессоров и преподавателей Казанского университета, выявленные в ходе исследования, раскрыли как сложности, так и специфику процесса формирования нового советского образования. Изучение социально-культурных практик вузовской интеллигенции показало всю многослойность, полифоничность протекающих процессов. Вузовская интеллигенция, в силу специфики восприятия меняющегося социально-культурного (академического) пространства, не склонна была однозначно «принимать» или «отвергать» советские нововведения. Столкновение разных социально-культурных практик, тех, что приобретались в дореволюционном образовательном пространстве, практик маргинализированного характера и, наконец, практик революционного толка, рождало иные культурные ориентиры, разрушая привычный некогда культурно-образовательный ландшафт. Как следствие, менялись и первоначальные замыслы и взгляды властей на устройство высшего образования.

Выводы. Анализ документальных источников показывает, что уже к концу 1930-х гг. рабочие факультеты, выполнив свою, в первую очередь идеологическую, функцию по пролетаризации высших учебных заведений страны, оказались ненужным образовательным элементом в системе высшего образования. Со временем социальные практики профессоров и преподавателей вузов доказали и ненужность наводнения вузов пролетарской молодежью, доля которых в конце 1930-х гг. стала стремительно снижаться.

Литература

  1. Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани. Казань: Казан. гос. ун-т, 2005, 498.
  2. Горбушина Е.И. К истории развития рабочих факультетов в Волго-Вятском регионе в 1920-1930-е гг. // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 3-4. С. 123–128.
  3. Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р.1337. Оп. 1.
  4. Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р.1487. Оп. 1.
  5. Государственный архив Республики Татарстан. Ф. Р.4882. Оп. 1.
  6. Декрет Совета Народных Комиссаров. О Рабочих Факультетах // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г., статья № 381, отдел первый. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1943. 818 с.
  7. Декрет Совета Народных Комиссаров. Положение о преподавателях рабочих факультетов // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства за 1924 г., № 47-72, отдел первый. М.: Народный комиссариат юстиции, 1924. 794 с.
  8. Ермолаев И.П. История Казанского университета. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. 656 с.
  9. Иванова Т.Н. Роль Казанского университета в формировании образовательного пространства Чувашии: три портрета // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, № 3. С. 240–254.
  10. Кривоножко А.Ф. Деятельность рабочего факультета Петроградского университета в 1919–1920 гг. // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2012. № 4. С. 166–171.
  11. Ленин В.И. О приеме в высшие учебные заведения РСФСР // Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1969. Т. 42. 748 с.
  12. Надеева З.М. Развитие высшего образования в советской Татарии (1917–1940). Казань: [Б.и.], 1974. 28 с.
  13. Панин Е.В. Становление системы национальных рабфаков в Советской России // Известия Московского государственного технического университета. 2013. № 1(15). С. 113–116.
  14. Постановление Народного Комиссариата Просвещения. Об организации рабочих факультетов при университетах // Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г., статья № 443, отдел первый. М.: Управление делами Совнаркома СССР, 1943. 886 с.
  15. Сафразьян Н.Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы (1921–1927). М.: Моск. гос. ун-т, 1977. 158 с.
  16. Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы (1917–1938 гг.). Уфа: Башк. кн. изд-во, 1973. 472 с.

Сведения об авторе

Хабибрахманова Ольга Аркадьевна – доктор исторических наук, доцент кафедры истории, философии и социологии, Казанский государственный медицинский университет, Россия, Казань (Olgaah@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6586-872X).

Формат цитирования

Хабибрахманова О.А. Рабочие факультеты казанских вузов 1920-х годов – школа политического воспитания или требование времени? // Вестник Чувашского университета. 2024. № 3. С. 223–231. DOI: 10.47026/1810-1909-2024-3-223-231.

Загрузить полный текст статьи