DOI: 10.47026/1810-1909-2025-1-66-84
УДК 930.1
ББК 63.3(2)6
А.В. МАНЬКОВ
Ключевые слова
советская культура, Великая Отечественная война, Ленинград, учреждение культуры, артисты, эвакуация, Государственная академическая капелла, Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА), культурное обслуживание красноармейцев, политработников и командиров, Кировская область, Хоровое училище, гастроли.
Аннотация
В статье анализируется деятельность Ленинградской государственной академической капеллы накануне и в годы Великой Отечественной войны. Актуальность исследования обусловлена приближающейся 80-й годовщиной Победы Советского Союза и его народа в противостоянии с Германией. Вторжение нацистов застало коллектив капеллы в гастрольной поездке по городам европейской части страны. А что известно о ее работе в период войны? В чем была специфика репертуара?
Цель работы – исследование изменений, связанных с началом и ходом войны (1941–1944 гг.), в организационной и художественной деятельности Ленинградской государственной академической капеллы.
Материалы и методы. Основой публикации выступают материалы Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Автором используются проблемно-аналитический и хронологический методы.
Результаты исследования. Начавшаяся война внесла серьезные перемены в жизнь организаций. В 1941–1942 гг. многие крупные учреждения культуры Ленинграда по решению органов власти были перемещены из города на Неве. Среди них, в том числе, оказались Ленинградская государственная академическая капелла и тесно связанное с ней Хоровое училище, которые переехали в Кировскую область (Вятский край). Старейшее музыкальное учреждение страны в августе 1941 г. было вывезено поездом из Ленинграда, где оно работало после основания в Петербурге в 1713 г., в г. Киров, а училище – в с. Арбаж. Кроме этого, многие сотрудники и артисты капеллы ушли на фронт: в РККА и ополчение, а некоторые работники умерли в блокадном Ленинграде. В Кировской области ленинградские артисты находились с августа 1941 г. по осень 1943 г., выступая с концертами в Облдрамтеатре, библиотеке имени А.И. Герцена, Доме Красной армии, госпиталях и воинских частях. Так, первый концерт для красноармейцев был дан «с колес» уже 30 августа 1941 г. С осени 1942 г. артисты начали выезжать из Кирова в различные регионы страны на гастроли (Узбекистан, Туркмения, Сибирь). В то же время установлены факты, имеющие признаки научной новизны, того, что местонахождение ядра капеллы в ходе войны менялось, а большая часть коллектива капеллы оставалась в Ленинграде и продолжала в нем концертную деятельность, в каждой из частей работали свои директора и художественные руководители. Так, в начале 1944 г. база ядра капеллы переместилась в г. Москву, а затем в г. Горький, при этом продолжались длительные гастроли, например, по городам Поволжья. В октябре 1944 г. Ленинградская государственная академическая капелла в порядке реэвакуации возвратилась в г. Ленинград, где приступила к работе на старой базе. В 1941–1944 гг. репертуар капеллы пополнился рядом новых произведений, в основном, советских композиторов С. Прокофьева, Ю. Шапорина и А. Хачатуряна.
Выводы. Перемены в деятельности Ленинградской государственной академической капеллы стали следствием того, что в исследуемый период в культурной жизни страны появилось новое явление, которое автор определяет как «мобилизация советской культуры». Аналогично органам политического управления Советского Союза, Красной армии и флоту, экономике и тылу страны летом-осенью 1941 г. крупнейшие учреждения культуры перешли на работу в условиях военного времени. Так, неотъемлемой частью битвы за Ленинград (1941–1944 гг.) стала эвакуация не только промышленных предприятий и огромного количества жителей, но и переезд театров, музыкальных и концертных организаций на восток страны. Перемещение их коллективов привело к организационным изменениям и перестройке художественной деятельности. В частности, состав капеллы оказался разделенным на несколько практически самостоятельных частей. При этом с августа 1941 г. по июль 1943 г. основное внимание артистов было уделено культурному обслуживанию красноармейцев, политработников и командиров РККА, находящихся в Кировской области. С этой целью «первый русский хор» подготовил более 500 концертов, которые проводились не только на сценах учреждений культуры, но и в частях РККА и госпиталях. В это время основу ее репертуара стали составлять произведения, созданные отечественными композиторами на патриотическую и советскую тематику. Например, музыкальным символом героизма и патриотизма, олицетворяя дух нации, а также восхищение русской историей и культурой, стала кантата С. Прокофьева «Александр Невский». Зимой 1942 г. артисты, оставшиеся в Ленинграде, выступали с концертами в блокадном городе. Осенью 1942 г. капелла возобновила гастроли по городам страны, в первую очередь, азиатской части СССР. Гастроли в 1943–1944 гг. стали главной формой деятельности, в частности, одной из самых длительных оказалась поездка по городам Поволжья, длившаяся более 90 дней, с 12 июля по 18 октября 1944 г. С Волги капелла вернулась в город на Неве.
Литература
Сведения об авторе
Маньков Андрей Васильевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Россия, Санкт-Петербург (63donetsk@mail.ru).
Формат цитирования
Маньков А.В. Мобилизация советской культуры в годы Великой Отечественной войны: об эвакуации ленинградских артистов в Кировскую область и их работе в условиях военного времени (1941–1944 годы) // Вестник Чувашского университета. 2025. № 1. С. 66–84. DOI: 10.47026/1810-1909-2025-1-66-84.