В ВИШ обучение базируется на проектной деятельности в составе команд, а успех опирается на умении самоорганизовываться и анализировать траекторию личностного развития. Уже с 1 курса ребята, работая в командах вместе с профессионалами от партнеров, проверяют свои силы в разных областях инженерной деятельности по четырем направления подготовки:
1. Электроника и наноэлектроника
2. Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
3. Электроэнергетика и электротехника
4. Информатика и вычислительная техника
Кроме того, помимо основной образовательной программы студенты самостоятельно выбирают дополнительные направления обучения.
Это партнерский проект, для его реализации компании-партнеры предоставляют оборудование и преподавателей. ВИШ поддержали такие ведущие предприятия республики, как «ВНИИР», «ЧЭАЗ», «Релематика», НПП «ЭКРА», НПП «Бреслер», «Сеспель», «Элтех», iGrids («Интеллектуальные сети»). Также партнерами ВИШ выступили федеральные компании, такие как «Россети», «Лаборатория Касперского», «ЦИТМ Экспонента», «Т8 Сенсор» и «Кибериммунные системы управления».
Сейчас в Высшей инженерной школе на первом и втором курсах учатся 210 студентов, один из них –Егор Князев. Мы поговорили с ним и его отцом о том, какие ожидания у них от ВИШ и чем отличается такое образование от обычного.
Егор – второкурсник ВИШ. Так получилось, что в прошлом году он поступил сначала в вуз в другом городе, но по ряду причин там ему не понравилось. Как один из вариантов перевода рассматривал Чувашский госуниверситет и выбрал Высшую инженерную школу. И со второго семестра Егор начал учиться здесь.
С седьмого класса в лицее № 4, где учился Егор, началось разделение по профилям, и он выбрал физико-математический, тем более эти предметы нравились. Ближе к старшим классам интересна стала также информатика, поэтому нацеливался при поступлении на инженерные специальности. Как говорит сам Егор, в будущем он хочет стать таким универсальным специалистом, чтобы понимать процессы и с точки зрения программного обеспечения, и, в то же время, разбираться в самом устройстве — подходить к работе с разных сторон. В этом как раз и должна помочь ВИШ.
«Я сначала учился в другом вузе, но когда пришел в Высшую инженерную школу, сразу отметил разницу в обучении. Здесь больше специальных предметов уже с самого начала направленных на профессию. Благодаря профильным дисциплинам глубже погружаешься в специальность и можешь уже фильтровать какие-то направления. Также здесь используются проектные технологии – такого не было у меня в другом вузе. Очень интересно в течение семестра разрабатывать командой проект, всё это развивает коммуникацию и дает дополнительные знания», – отмечает студент ВИШ.
Папа студента, Алексей Князев, является директором компании «Реон-Техно». Бизнес начинал еще его отец в 90-е годы прошлого века, он и сейчас продолжает принимать непосредственное участие в работе фирмы, но уже больше помогает советами. Также в компании трудится и супруга Алексея, она руководит финансовой сферой. Поэтому неудивительно, что родители Егора рассматривают такую возможность, что в будущем он продолжит их дело, также как и младший сын, который пока учится в шестом классе.
Компания Реон-Техно занимается разработкой, производством и реализацией различных электротехнических устройств, а также запасных частей для коммутационной аппаратуры. Данные изделия применяются на электротранспорте: в троллейбусах, трамваях; в лифтовом хозяйстве; в металлургии; в химической промышленности; в лесопереработке и многих других отраслях народного хозяйства. Выпущенная продукция поставляется по всей России, а также экспортируются в страны СНГ и дальнего зарубежья.
Егор выбрал направление «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», именно такая специальность может пригодиться в их семейном бизнесе.
«Мы постоянно сталкиваемся с тем, что хороших специалистов-технологов единицы. А в настойщее время стоит задача поддерживать и развивать производство. С учетом того, что наши вузы очень мало выпускали инженеров, на сегодняшний день на рынке труда очень большие проблемы, связанные с отсутствием необходимого количества инженеров на существующие вакансии по этой специальности», – считает Алексей Князев.
По его мнению, сейчас на работу по инженерной специальности можно устроиться уже на первых курсах вуза или даже ссуза – студентов разбирают как горячие пирожки. То количество людей, которое необходимо в настоящее время для промышленности, меньше, нежели требуется рынок. Поэтому в «Реон-Техно» постоянно проходят практику студенты, причем у них есть возможность не только получить знания и набраться опыта, но еще и подзаработать. Впрочем, Алексей Князев говорит, что если его сыну предложат пройти практику на других предприятиях, он не будет возражать.
«В 2023 году в Чувашском госуниверситете появилось новая для нас, совершенно уникальная структурная единица – Высшая инженерная школа ЧувГУ. Здесь готовят инженеров нового формата, способных мыслить одновременно творчески и технически, работать в проектных командах. Их обучение построено на проектной работе, когда теоретические основы предметов изучаются не на скучных лекциях, а в тесной связке с практическим применением теории», – отмечает ректор университета Андрей Александров.
В первый набор ВИШ попали только лучшие из лучших. Из 300 претендентов на обучение после командных тренингов, тестов и проектных работ отобрали 112 студентов (и это бюджетные места), которые и стали первой «золотой сотней».
В приемную кампанию 2024 года на 104 бюджетных места претендовало уже более 700 человек. Среди них ребята, которые набрали больше 90 баллов ЕГЭ по математике, физике, информатике. Конкуренция среди поступающих была жесткой.
«К проекту Высшая инженерная школа мы шли не один год. Начинали работать с талантливыми школьниками, приглашали в университет на предметные олимпиады. Потом появились две партнерские профильные олимпиады – «Надежда электротехники Чувашии» и «Надежда машиностроения Чувашии», Малый физико-математический факультет, каникулярные тематические школы, Малая электротехническая академия, профильные классы в школах и проект «УПК-21», реализуемый в партнерстве с Минобразования Чувашии. Все они стали ступенями лестницы, которая привела коллектив университета к идее создания Высшей инженерной школы.
И хотя прошел всего один год со старта проекта, Высшая инженерная школа ЧувГУ уже успела стать своеобразной визитной карточкой вуза. Название проекта на слуху у родителей старшеклассников Чувашии, руководители крупных предприятий и бизнес- организаций стали гордиться тем, что их дети поступили в ВИШ, а не в столичный вуз», – резюмирует Андрей Александров.
https://cheb.media.