Опубликовал десятки статей в журналах, индексируемых в базе данных Web Of Science, SCOPUS. Неоднократно выигрывал гранты «УМНИК», РФФИ, РНФ, Президента РФ.
– Химию целенаправленно выбрал еще в школе, после 10-го класса. Возможно, сложно поверить, но в 8-9 классах по этому предмету я был одним из худших учеников, хотя и вытянул его на «четверку». Но в 10-м классе обнаружил, что началась совершенно другая химия – органическая. Я сразу ее понял и, на удивление моего учителя, стал лучшим учеником класса. Не понимая толком сути своей будущей профессии, решил поступать на химический факультет. Единственное, что мне оставалась, это заполнить пробелы 8-9 классов.
Поступив в университет, первые три курса только учился, научной работой со студентами тогда широко не занимались, конференций проводилось мало, каких-то дополнительных стипендий и премий, конечно, не было. Это было совсем другое время. В начале четвертого курса, когда пришла пора определяться с будущим научным руководителем, меня пригласил работать к себе тогда еще совсем молодой ученый доцент О.В. Ершов. Именно с ним я познакомился с химией цианосодержащих карбо- и гетероциклических соединений, которой так известен наш факультет. Я быстро влился в коллектив и понял, что мое будущее – в науке.
– Последнее изыскание в рамках выигранного гранта РНФ направлено на получение и исследование новых оптических сенсоров. Эти соединения позволяют определять различные ионы и молекулы в микромолярных концентрациях. Потенциальное применение таких соединений – в сфере контроля за состоянием окружающей среды. Например, можно определять ионы тяжелых металлов в природной воде. Сенсоры на амины могут быть использованы для контроля качества пищевой продукции, ведь на начальных стадиях разложения белка мяса или рыбы выделяются биогенные амины.
– Чтобы найти актуальную тему, надо быть «в теме». На новые исследования наталкивают современные веяния, которые можно почерпнуть литературе, ведь любое новое исследование базируется на предыдущих. Общение в научной среде очень важно, иногда на интересную идею может натолкнуть беседа с коллегой из соседней лаборатории.
– Безусловно, помогает. Оборудование – это всё для современных исследований. Химия – очень дорогая наука, дороже нее, наверное, только физика. Конечно, спектр оборудования у нас по-прежнему ограничен, но закупки последних пяти лет, и за счет средств грантов, и за счет бюджета университета, позволили нам освоить новые направления в химии и ускорить работу по имеющимся проектам.
– Может, выскажу непопулярную мысль, но я против активного вовлечения студентов в научную работу на ранних стадиях обучения. Первые три курса студенты получают важные базовые знания, без которых научная работа бессмысленна. Начало исследовательской деятельности студентов, по крайней мере, в химии, должно начинаться не раньше третьего курса и то постепенно, не нарушая учебного процесса. Мои слова подтверждаются реальными фактами – на данный момент на нашем факультете нет ни одного молодого ученого, который пришел в науку раньше третьего курса и затем стал успешным исследователем. Возможно, в других направлениях по-другому, но пока я вижу, что все успехи студентов первого и второго курса в химии – это просто переработанные результаты их научных руководителей в обертке красивого доклада. Всему должно быть свое время, специалист должен созреть для научной работы.
– Мне интересно совмещать преподавательскую и научную деятельность, поэтому больше нравится проводить занятия по моим спецкурсам. На спецкурсах стараюсь проводить лабораторные работы современного уровня, близкие к моим собственным исследованиям. Тогда студенты вливаются в реальную научную работу. Здесь, кстати, сразу становится понятно, кто на что способен. Можно приметить перспективного студента и пригласить его заниматься исследовательской работой.
– Успешных исследований, новых выигранных грантов, душевной атмосферы в лабораториях, умных и трудолюбивых студентов.
Спрашивала О. Герасимова.