Сергей Владимирович Федосеев, доцент кафедры органической и фармацевтической химии, кандидат химических наук: «Наверное, мало кто поступает в вуз с мыслью: «Хочу остаться преподавать!» Но не исключаю, что и такое бывает. В моем случае так распорядилась судьба: сначала, будучи студентом, я увлекся научной работой, вдохновившись старшими наставниками, а потом и сам стал педагогом.
Работа мне по душе, потому что она не только дает возможность делиться опытом, но и является источником свежих идей и нестандартных подходов – студенты заряжают. Горжусь теми ребятами, которые не боятся пробовать себя в чем-то новом, участвуют в конкурсах и научных проектах, неустанно стремятся к знаниям и высоким результатам.
Моя мотивация к развитию заключается в желании вести занятия нескучно, быть актуальным и полезным для будущих специалистов. Мои вузовские преподаватели Николай Иванович Савельев и Константин Владимирович Липин с кафедры химической технологии и ЗОС восхищали энтузиазмом и профессионализмом. Я равняюсь на них, создавая атмосферу доверия и поддержки в аудитории. Работаю, чтобы помогать своим студентам раскрыть их потенциал и уверенно идти к своим мечтам».
Маргарита Валентиновна Емельянова, декан факультета иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент: «До 7 класса я училась в Красноярском крае, а с 8 класса – в Ибресинской школе № 2 Чувашской Республики. И мне очень повезло со школьными учителями, которые зажигали своими предметами. Так, я полюбила иностранные языки и поступила в Чувашский государственный педагогический институт, который окончила в 1986 году. Двенадцать лет проработала учителем в Каменске-Уральском Свердловской области, после переезда в Чебоксары в 1997 году однокурсница позвала меня работать преподавателем на факультет иностранных языков ЧувГУ. Я сомневалась, так как мне нравилось работать учителем, но все же решила попробовать. И так я прошла здесь путь от ассистента до декана факультета.
В преподавательской деятельности мне больше всего нравятся горящие глаза студентов, которые хотят многое узнать. Радуюсь, когда у них что-то получается. Восхищаюсь своими студентами, способными на многое в хорошем смысле этого слова. Есть такой прекрасный анекдот. У студента спрашивают: «За сколько дней вы можете выучить китайский язык?» А студент на вопрос отвечает вопросом: «А когда сдавать?» У меня были, например, такие студенты с феноменальной памятью, которые могли повторить объемный текст слово в слово после первого прочтения. Меня всегда это приятно удивляло.
Горжусь своими выпускниками, мы со многими поддерживаем связь. И они часто бывают в альма-матер, радуются положительным переменам, которые происходят в университете».
Александр Владимирович Серебрянников, заведующий кафедрой теплоэнергетических установок, кандидат технических наук, доцент: «В школьные годы не думал о том, чтобы стать педагогом, хотя в Перво-Чурашевской СОШ Мариинско-Посадского района, где я учился, все учителя были профессионалами своего дела и примером для учеников.
В нашей семье было больше врачей, только бабушка работала учителем русского языка и литературы и долгое время – завучем в школе. Я от нее получил педагогические «гены» вместе с леворукостью, которая передалась также и моему сыну.
Как одному из лучших учеников школы, в дни самоуправления мне доверяли быть «учителем» по некоторым предметам, в 11-м классе был даже «директором» школы. Возможно, это тоже оказало влияние на выбор профессии в будущем.
В последние годы обучения в школе я очень глубоко увлекся программированием, часами сидел перед телевизором-монитором и персональным компьютером «Дельта-С», придумывая себе задания для написания программ.
Выпускник нашей школы, ныне декан факультета РЭА, Григорий Петрович Охоткин убедил меня поступить в Чувашский госуниверситет на факультет радиоэлектроники и автоматики, о чем я нисколько не жалею, поскольку не только отточил свои навыки программирования, но также научился работать с электрическими схемами.
Все мои вузовские преподаватели были достойными педагогами. На первых курсах мне очень нравились занятия с Надеждой Михайловной Лазаревой, благодаря которой я еще больше полюбил программирование.
Хочу поблагодарить Геннадия Александровича Белова, который помог намного лучше понять схемотехнику электронных устройств, а также стал на долгие годы моим научным руководителем. Он помог не только защитить кандидатскую диссертацию, но и скорректировать навыки ведения лекционных занятий. Вспомнился один случай из своей студенческой жизни: Геннадий Александрович как-то случайно при перекличке назвал меня Солодовниковым – по фамилии выдающегося советского ученого-кибернетика, что было очень приятно.
Окончательно понял, что преподавание – это мое призвание, во время обучения в магистратуре: я помогал проводить лабораторные занятия преподавателям кафедры, также в это время поработал преподавателем в Чебоксарском электромеханическом колледже.
Работа преподавателя мне нравится, в первую очередь, за возможность делиться своим опытом со студентами, немного приходится заниматься и их воспитанием. Также педагогу постоянно надо изучать новые материалы по читаемым дисциплинам, поскольку жизнь не стоит на месте, появляются новые устройства и технологии, и это мотивирует меня постоянно развиваться».
Сергей Владиленович Куприянов, заведующий кафедрой нормальной и патологической физиологии, доктор медицинских наук,
профессор: «Как бы это банально ни звучало, работа на медфаке – это не просто работа, а целая жизнь. Само медицинское образование – не только знание профессиональных фактов, но и формирование определенного образа мышления. В моем случае это еще большее, поскольку я представитель медицинской династии: отец – профессор медицинского факультета ЧувГУ, мама тоже врач.
Что такое дух медицинского факультета, я знал еще до того, как поступил сюда учиться. В первый раз на медфаке появился в три-четыре года, в более осознанном возрасте посещал различные студенческие мероприятия – студвесны, посвящение первокурсников. И когда выбирал профессию, сомнений не было: дорога была одна – медицинский факультет.
Считаю, что мне повезло с педагогами – я учился у настоящих Профессоров с большой буквы: это основатель научной школы морфологов Чувашии Дина Семеновна Гордон; мой отец, основатель научной школы физиологии Владилен Сергеевич Куприянов; заведующий кафедрой физиологии РУДН, академик РАН Николай Александрович Агаджанян, который в свое время готовил к полету Юрия Гагарина и первых космонавтов; из ныне живущих – ведущий казанский физиолог, академик РАН Андрей Львович Зефиров.
После окончания вуза два года проработал врачом-офтальмологом Республиканской клинической глазной больницы, но достаточно быстро понял, что клиника – это во многом «конвейер», и мне ближе работа в университете – и вот уже 30 лет я преподаю в вузе.
Преподавательская деятельность мне нравится разнообразием, здесь ты остаешься в профессиональной корпорации медиков, но при этом каждый день происходит что-то новое. У нас замечательные студенты, которые всегда жадны до знаний. Поэтому стараюсь давать материал не только на лекциях, но и в студенческом научном кружке, при подготовке к олимпиадам.
Мои интересы не заканчиваются на преподавании и научной работе. Люблю интеллектуальные игры, являюсь большим поклонником оперы, не пропустил ни одного Чебоксарского оперного фестиваля. Еще одно большое увлечение – вокал. Например, этим летом практически посередине Черного моря я пел для 1,5-тысячной аудитории».
Наталия Витальевна Морозова, декан экономического факультета, кандидат экономических наук, доцент: «Никогда не думала, что стану педагогом высшей школы. Поступая в вуз, в то время на историко-филологический факультет Чувашского госуниверситета, я готовилась стать учителем школы. Хотя мои родители и не были педагогами, профессия учителя была для меня очень значимой. Учителя моей родной школы (Моргаушская СОШ) были людьми настолько увлеченными, профессиональными и глубокими, с такой заинтересованностью и ответственностью относились к нам и к нашему будущему, что я о другой профессии даже не мыслила.
Сказать о том, что мне повезло с преподавателями в университете, это значит, ничего не сказать. А.В. Арсентьева, В.Д. Димитриев, В.Ф. Каховский, А.П. Данилова, П.В. Денисов, И.И. Демидова, Т.Н. Иванова и многие другие – это люди, влюбленные в историю, преданные науке, несмотря на сложные «лихие 90-е», и очень неравнодушные к судьбе своих учеников. В этот период на факультете открылось новое направление «География» под руководством Е.И. Арчикова (его лекции до сих пор в моей памяти как настоящий шедевр), и с этого момента моя жизнь стала меняться также быстро, как и все вокруг. По окончании вуза меня пригласили преподавать географию на кафедру региональной экономики и предпринимательства экономического факультета. Затем я попала на кафедру экономики природопользования МГУ имени М.В. Ломоносова, где впоследствии защитила кандидатскую диссертацию. И теперь являюсь деканом экономического факультета.
На всем своем профессиональном пути мне везло с людьми. И самое главное, если предоставлялась какая-то возможность (получить дополнительное образование, закрепиться в аспирантуре в ведущем вузе страны и др.), я от нее никогда не отказывалась, как бы сложно ни было.
Сегодня меня вдохновляют студенты, такие разные, очень мобильные и практичные, готовые к нестандартным решениям, профессионально амбициозные. Восхищают коллеги, которые практически ежедневно решают задачи из категории «миссия невыполнима» и при этом остаются верными своей профессии. Люблю свой экономический факультет, на котором работаю с 1995 года, где лучшая команда преподавателей и большая и дружная студенческая семья «Мы эконом».
Спрашивала О. Герасимова.