Главная  /  Новости  /  Сотрудникам  /  Корпус «А» помнит курсантов. Из истории 8-го запасного телеграфного полка

Корпус «А» помнит курсантов. Из истории 8-го запасного телеграфного полка

05.04.2025

Некоторые студенты, да и сотрудники, Чувашского госуниверситета даже не догадываются, что каждый день ходят мимо здания, стены которого хранят живую историю и помнят героев Великой Отечественной войны. Речь пойдет о корпусе «А» Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова. Здание было построено в середине 30-х годов двадцатого века для размещения акушерской школы. Когда-то, еще во времена юности университета, это был учебный корпус. А сейчас здесь размещается ученый совет вуза и ректорат. Этот корпус спроектировал Иван Ведянин, выпускник Санкт-Петербургской императорской академии художеств. Иначе как выдающимся архитектором его не называют.

Во время Великой отечественной войны здесь нашли пристанище курсанты 8-го запасного телеграфного полка. Недавно на здании учебного корпуса в память о 8-ом запасном телеграфном полке поисковым отрядом «ВЕДА» была установлена мемориальная доска.

ПОЛК. НАЧАЛО ИСТОРИИ

В Чебоксарах дислоцировалось два полка связи. Первоначально в городе размещался 1-й отдельный запасной полк связи. Но подготовка рядовых связистов лишь частично удовлетворяла командование, было решено развернуть здесь запасной телеграфный полк. И 3 апреля 1942 года приказом № 1 майор Огородников объявляет о своем вступлении во временное командование 8-м отдельным запасным телеграфным полком. В полку формируются батальон по подготовке бодистов и эстистов, батальон по подготовке морзистов, телефонистов ЦТС, станционных надсмотрщиков и авиасигнальщиков. Еще через три дня объявляется о закрытии делопроизводства 1-го отдельного запасного полка связи.

Подготовка младшего комсостава и связистов для фронта велась ускоренными темпами. Учеба была напряженной. Занятия проходили на открытых площадках с утра до ночи. Только за 1942 год были подготовлены более двух тысяч связистов различного профиля.

ГДЕ РАЗМЕЩАЛИСЬ ПОЛКИ

1-й отдельный запасной полк связи начал прибывать в Чебоксары, уже донельзя забитые войсками, эвакуированными предприятиями и населением. Негде было размещать не только прибывающее для обучения пополнение, но и личный состав. Ценнейшее оборудование связи под угрозой порчи все еще находилось на станции.

Военный прокурор Чебоксарского гарнизона, военюрист 1-го ранга Н. Владимиров 23 декабря 1941 г. вынужден был обратиться с представлением к секретарю Чувашского обкома ВКП(б) Чарыкову и председателю Совнаркома республики Сомову с просьбой «проверить склады, занимаемые авиагарнизоном на территории горвоенкомата, и все складские помещения, занимаемые как частями, так и гражданскими организациями, на предмет их уплотнения».

Лишь в 1942 г., ко времени формирования 8-го запасного телеграфного полка, положение несколько стабилизировалось. Так, из жилфонда города полку было предоставлено общежитие педагогического училища и учебное здание правовой школы, в которых раньше размещалась 139-я дивизия, формировавшаяся в Чебоксарах. Также начальник КЭЧ – квартирно-эксплуатационной части Чебоксарского гарнизона Морозов отвел полку и помещение школы № 6 по улице Карла Маркса.

Неожиданным подарком для полка стало частичное его размещение в здании акушерской школы площадью 785 кв. м. (речь идет как раз о корпусе «А» Чувашского госуниверситета). Здесь разместился 1-й батальон полка, с введением с 5 мая 1941 г. нумерации городков он стал называться 1-м городком.

«ДЕВЧАЧИЙ» ПОЛК

Призывались в полк в основном девушки. Только в призыве 1942 года их было около 1200. Среди призывников из Чувашии они составляли не менее двух третей. И практически у каждой четвертой – пятой в графе «Род занятий» указывалось: «Уч-ся». Они еще учились в старших классах или только закончили обучение в школе.

Многим не было еще и 18 лет. И многие из них были добровольцами. Например, Евгения Дмитриевна Кириллова (в 1942 г. – Балеева), проживающая все послевоенные годы в Алатыре, попросилась на фронт в 17 лет добровольно.
Мария Васильевна Никитина, уроженка деревни Жердево Владимирской области вспоминала: «В июне 1942 года меня мобилизовали на курсы медсестер, но оказалось, что стать медсестрой мне не было суждено. Немного поработав в госпиталях и в морге, я поняла, что не переношу вида крови и раненых. Хотела поехать на фронт вместе с подругой, но подругу не взяли, оставили работать в районной газете, поэтому пришлось ехать одной.
Я попала в Чебоксары, в полковую школу связи, где меня учили работать на телеграфных аппаратах. После трехмесячного обучения мне и еще одной девушке присвоили звание «ефрейтор» и оставили в школе – обучать новое пополнение. Но это нас не устраивало, ведь мы стремились попасть в боевые части. В январе 1943 года нас направляют в штаб 43-й армии».

ЮНЫЕ, С ГОРЯЩИМИ СЕРДЦАМИ

Они были еще молоды, многим не исполнилось и 18 лет. Одни еще учились в старших классах, другие только окончили школу. А ведь среди них было немало добровольцев, которые хотели попасть на фронт. Юные, с горящими сердцами, они хотели помогать своей стране в трудную минуту.

Стратегическая задача по обслуживанию полевого узла связи ложилась на девушек, когда они только осваивали азы профессии связиста. Во время учебы и одновременного выполнения ответственной задачи им приходилось нелегко. Начинался день в шесть утра: зарядка, бег, сборка-разборка оружия, стрельба, работа с рацией, политзанятия. Лишь небольшой перерыв на обед. А ночью, часов в 12, могла начаться строевая подготовка.

За два месяца юным курсанткам нужно было освоить все навыки связистов на профессиональном уровне. Приходилось изучать не только всем известную азбуку Морзе, но и знакомые лишь узким специалистам аппараты СТ и Бодо. От связистов требовалась сноровка, повышенная внимательность, высокая скорость работы. А принимать и отправлять информации требовалось много.
Курсантка полка, позже кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны Роза Петровна Долганова вспоминала: «Цифрового текста нужно было принимать не менее 20 групп в минуту, каждая цифра состояла из коротких и длинных звуковых сигналов: точка и тире. Для непривычного уха это сплошной писк, но мы старались быстро все понимать».

К связистам предъявляли серьезные требования по физической подготовке. Инструктора-мужчины к девушкам не относились снисходительно – спуску не давали, гоняли целый день до изнеможения.

А молодые девчонки не жаловались, ведь понимали: обеспечение надежной радиосвязью между частями и штабами действующей армии – залог победы в войне.

В воспоминаниях Валентины Петровны Корытниковой, проходившей обучение в запасном телеграфном полку, можно найти такую фразу: «На мою долю досталась почетная задача – служить связисткой. Я поклялась нашему народу и Родине, что этот возложенный на меня священный долг выполню с честью, не жалея своей жизни».

Так оно и было. Все, кому довелось служить в 8‑м отдельном запасном телеграфном полку, обеспечивать работу полевого узла связи Генерального штаба, с честью выполняли поставленные перед ними задачи. Во время Великой Отечественной войны подразделение хоть и не принимало непосредственного участия в боевых действиях, около 700 ее воспитанников были награждены орденами и медалями.

ПОЛК БЫЛ ВОСТРЕБОВАН

Полк был настолько востребован, что на учебу в него направляли своих радистов-самоучек даже партизанские отряды из глубокого вражеского тыла.
Вот воспоминания ветерана 8-го запасного телеграфного полка Татьяны Борисовны Лупиковой (в девичестве Баси Борисовны Ромм) из города Рудня Смоленской области, бывшей партизанки отряда Гришина: «В это время малые партизанские отряды начали объединяться с партизанским отрядом Гришина. В отряде мне дали направление в армию – в учебный полк связи, расположенный в Чебоксарах… Но как туда добраться? Мы, голодные и уставшие, потерявшие счет километрам, были обморожены. Поэтому нам дали возможность отдохнуть в соседней деревне Черняны…»

СВЯЗЬ – САМОЕ ЦЕННОЕ НА ФРОНТЕ

Связисты на фронте были настолько ценны, что они даже спать ложились в разных, удаленных друг от друга, землянках – чтобы при артобстреле или бомбежке не убило всех сразу, чтобы узлы связи штабов могли бесперебойно работать.

Сотни и сотни воспитанников полка за свои боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной получили высокие правительственные награды. Эту страницу истории мы только начинаем исследовать.

ПОЛК ЖИЛ ЯРКО

8-й телеграфной полк не только занимался боевой подготовкой, но и старался использовать каждую, пусть не частую, но свободную минуту. Был даже свой джаз-оркестр. Руководивший им мл. воентехник Косцов заслужил благодарность в приказе по полку. Кстати, в 8-м телеграфном полку работал и композитор Виктор Ходяшев. Он был принят по вольному найму на должность музыканта с 22 июля 1942 г.

Для воспитания курсантов широко использовалась стенная печать. Практически каждая рота имела свою газету. Например, у 1-й роты 1-го батальона была стенгазета «Бодист» (редактор мл. сержант Чернов), у 2-й – «Курсант» (редактор Сергиенко), у 1-й роты 2-го батальона – «За Победу» (редактор мл. сержант Сергиенко), у 1-й роты 3-го батальона – «За отличную связь» (редактор Румянцев). На их страницах отражалась, возможно, и наивная, с нашей сегодняшней точки зрения, но непоколебимая вера в Победу…

ПОЛК СЕГОДНЯ

8-й телеграфный полк не исчез в глубинах истории, он практически существует!

После передислокации из Чебоксар полк получил наименование «8-й учебный телеграфно-телефонный полк». На его базе в 1957 г. в Строгино, позднее в поселке Химки, был создан 14-й ордена Красной Звезды полевой узел связи (ПУС) Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Новое место прописки полк получил в конце 1943-го, переехав из Чебоксар в Калинин (ныне Тверь). Во время Великой Отечественной войны часть хотя и не принимала непосредственного участия в боевых действиях, тем не менее около 700 ее воспитанников были награждены орденами и медалями.

А вот боевое крещение полк получил уже в мирное время. В 1954 году личный состав выехал на Тоцкий полигон для участия в опытно-показательном корпусном учении с реальным применением ядерного оружия. Свое нынешнее пристанище часть обрела в 1957 году, перебазировавшись из Калинина в Подмосковье. А в 1962-м, согласно директиве ГШ ВС СССР, получила свое нынешнее название – ПУС ГШ.

По итогам учений «Запад-2009» были объединены 138-й отдельный Львовско-Берлинский ордена Красной Звезды полк связи ВГК (в/ч 59802) и 14-й ПУС Генштаба ВС РФ (в/ч 59802). С 14 июня 2012 г. ПУС ГШ РФ ликвидирован. Новая воинская часть под номером 25801-14 стала дислоцироваться на месте 138-го полка в городе Муром Владимирской области. Ее нетрудно найти в Муроме – она находится на улице Трудовой, 45.

По материалам газеты «Советская Чувашия».