37-летний новочебоксарец уверен, что в республике обучение на факультете энергетики и электротехники — это путь к суперперспективному будущему, которое можно построить, не выезжая за пределы Чувашии.
Путь в электротехнику
— Моя мать инженер, у нее 26 лет стажа на “Химпроме”, отец — рабочий, золотые руки, как про него говорили, водитель, слесарь, сварщик. В первом классе я учился в школе № 19, потом мы переехали, окончил обучение в 12-й.
В начальных классах мне были не очень интересны предметы, а вот уже начиная с пятого полюбил гуманитарные дисциплины, особенно литературу. Понял, насколько важно читать, и как можно больше. Уже в юном возрасте стал интересоваться экономикой. В старших же классах, посоветовавшись с родственниками, решил, что в дальнейшем свяжу свою судьбу с техническими дисциплинами. Были разные варианты насчет поступления, например связанные с программированием. Сдал ЕГЭ по физике и математике, и выяснилось, что могу поступить на электротехнический факультет ЧувГУ, баллов было достаточно для прохождения на бюджетное место. Справедливости ради стоит отметить, что бесплатно мог учиться и на радиотехническом, и на машиностроительном, но мне понравилось, как на электротехническом работала приемная комиссия, сотрудники были расположены к абитуриентам. Вот и решил поступить именно туда.
— На первых курсах особо не задумывался об учебе, хотя получалось неплохо, но не так, чтобы показывать выдающиеся результаты. Более серьезно подойти к делу помогло неожиданное обстоятельство: возникли чувства к одной девушке. И вот это сильно повлияло: захотел лучше учиться, стал ходить в турклуб, участвовать в походах, зимой и летом в соревнованиях, приобщился и к творческим вузовским мероприятиям.
Однако не думал, что буду продолжать дальше, что поступлю в аспирантуру. Это решение пришло буквально за одну ночь 4 июля 2007 года. Смотрел трансляцию из Гватемалы, выбирали страну-хозяйку зимней Олимпиады-2014. И ею стала Россия! Испытал настоящий восторг, решил, что и я могу послужить стране своими знаниями. Может, конечно, слишком пафосно так говорить, но тогда мне казалось, что это правильно, учитывая мой уровень подготовки. И сейчас не жалею о своем выборе.
Шире смотреть на жизнь
— Всё мое обучение в аспирантуре сопровождал доцент кафедры “Электрические машины и аппараты” Юрий Пичугин. Он блестящий ученый, кандидат технических наук, инженер-электромеханик. Совместно с ним написал несколько статей о генерации озона. Более того, Юрий Петрович научил меня шире смотреть на жизнь, интересоваться не только наукой, но и общественной жизнью. Я начал читать книги по философии, работы политических теоретиков, даже вступил в одну из партий. Причем не просто числился там, а вел сайт этой организации в Чувашии: в программировании я был всегда неплох, да и интернет к концу нулевых годов активно захватывал умы граждан, не сравнить с тем, что было, когда я оканчивал школу.
— Очень нравилось работать в лаборатории, конструировать приборы, апробировать их. Запомнился такой момент: на “Молгороде” в 2009 году представил руководителю Чувашии Николаю Федорову озонатор, который мы как раз разработали в нашей лаборатории. Николай Васильевич тогда был приятно удивлен, что такую технологию освоили и в республике. Затем показал прибор на молодежном слете на озере Селигер. Там он тоже произвел впечатление.
По окончании аспирантуры взял еще один год на защиту кандидатской диссертации. Материалов для ее написания скопилось немало, но всё же недостаточно, нужно было еще время. В итоге защитился в октябре 2019 года по теме “Исследование систем генерации озона в барьерном разряде с высокоомными электродами”.
Внимание — студентам
— Студенты — это стимул для роста и совершенствования, поиска новых научных и методических идей. Каждый человек в чем-то талантлив, по крайней мере, в каждом есть нечто особенное. Задача преподавателя — помочь проявить себя, обрести уверенность. По-моему, здорово, что ЧувГУ сохраняет традиции и предоставляет широкий спектр образовательных программ. Даже на технических факультетах замечательно преподают гуманитарные дисциплины. Считаю, что образование должно быть максимально широким, насколько это возможно. Но и глубоким по уровню профильных навыков.
Например, наш факультет заключил соглашения о сотрудничестве со всеми предприятиями электротехнического кластера. Специалисты предприятий находят время и возможность, чтобы приходить в университет и вести дисциплины по актуальным вопросам современных технологий.
Да что говорить, некоторое время назад я и сам совмещал преподавание с работой в инженерно-производственном комплексе “Приводная техника” Чебоксарского электроаппаратного завода. Это был отличный опыт. Мы разрабатывали энергосберегающее оборудование, электроприводы, устройства автоматизации промышленных механизмов.
Но потом решил оставить работу на предприятии: слишком мало времени оставалось для занятий со студентами, а хочется дать им больше знаний, поделиться своим опытом.
— В этом году у меня семь дипломников. Пишем работы по исследованию электрических машин, магнитного поля, электроэнергетике, компенсации реактивной мощности. Сейчас я преподаю один предмет: электрические машины на втором и третьем курсах бакалавриата, но это очень широкая дисциплина, одна из основных на нашем факультете. Суть ее в том, чтобы показать взаимосвязи и принципы работы электрических двигателей, генераторов и трансформаторов, как работают физические законы. И знаете, я скажу, что они не поменялись со времен Максвелла и Герца. Принципы те же.
Например, в прошлом году проходил стажировку в петербургском Университете ИТМО. Это российское федеральное учебное заведение высшего и послевузовского образования, национальный исследовательский университет. Там демонстрировали, как работают беспроводные системы, современные Wi-Fi-технологии, как грамотно внедрять искусственный интеллект в электротехнической области. Еще раз убедился: физические законы никто не отменял, всё работает, как в учебниках написано. Только вычислительные мощности заметно увеличиваются. Поэтому без знания программирования современному инженеру-физику никак не обойтись.
Передний край науки
— В научной деятельности в основном используем оборудование чувашских предприятий. К примеру, Чебоксарский электроаппаратный завод изготовил шкафы для нашей лаборатории общего электропривода и электрических машин. А в прошлом году к нам поступила уменьшенная модель настоящего лифта. Это учебный стенд, наглядно показывающий, как устроен современный лифт изнутри. Его концепцию придумали специалисты предприятия ООО “Электро-Импульс” совместно со специализированным конструкторским бюро программируемых средств и систем управления и кафедрой электротехнологий, электрооборудования и автоматизированных производств. На его примере можно обучать студентов и повышать квалификацию специалистов городских сервисных служб.
А вообще, конечно, у нас в лаборатории немало интересных измерительных приборов, которые позволяют измерять мощность, параметры качества электроэнергии и многое другое.
Можно сказать, что мы на переднем крае науки, потому специалисты — наши выпускники очень востребованы. Благо в Чувашии есть где работать: все-таки Чебоксары по праву считаются электротехнической Меккой России.
— Весна — это время активной работы со студентами-дипломниками, поэтому главное сейчас — помочь подготовить их работы для защиты. А если говорить глобально, то хочется привлечь как можно больше молодежи в науку, на своем примере показать привлекательный образ ученого. А для этого нужен личный профессиональный рост, чем и занимаюсь: прохожу дополнительные курсы, бываю на стажировках, участвую в конференциях. Учиться нужно постоянно. Ненадолго остановишься — сложно догнать потом, наука-то на месте не стоит.
Наш факультет энергетики и электротехники основан в 2014 году объединением электроэнергетического и электротехнического факультетов, история которых начинается с 1961 года.
У нас созданы современные научно-образовательные лаборатории, в подготовке специалистов участвуют доктора и кандидаты технических наук, работающие на предприятиях, выпускающих современное электротехническое оборудование.
Во время учебы есть возможность трудоустроиться на неполный рабочий день на предприятия-партнеры.
При факультете работает “Малая электротехническая академия ЧР” для школьников и студентов СПО, ежегодно проводим олимпиаду “Надежда электротехники”, победители и призеры которой могут заключить договор на целевое обучение от ведущих предприятий.
Выпускники “Малой электротехнической академии” и призеры олимпиады получают дополнительные баллы при подаче документов в ЧувГУ, серьезные дополнительные стипендии от вуза, при заключении целевого договора — еще и стипендию от предприятия.
Дмитрий НОВАК. Газета “Грани”. 18 мая 2024 года.