Учиться не переставая
Наша героиня окончила новочебоксарскую школу № 16. С юных лет ее увлекали точные науки, особенно математика, хотя и участвовала в различных олимпиадах по литературе: училась в классе с углубленным изучением гуманитарных дисциплин. Но всё же выбрала то, что было ближе сердцу.
“Выбрала физмат ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и в 2004 году поступила. Окончила с отличием, предложили остаться на кафедре в педуниверситете, поступить в аспирантуру, я согласилась. В 2011 году защитила кандидатскую диссертацию по теме “Предельное состояние тел при кручении и плоской деформации с учетом трансляционной анизотропии”, — рассказывает Татьяна Валерьевна.
— Да, это больше теоретическое исследование, но и на практике, например в машиностроении, некоторые постулаты применить вполне можно. В области прокатки металла, к примеру. Но так как я работала на кафедре информатики, с дальнейшим исследованием по своему направлению пришлось несколько завязать. Однако информационные технологии тоже очень интересная область знаний, причем прогрессирующая высокими темпами.
— В 2018 году. С тех пор работаю здесь на факультете информатики и вычислительной техники. Веду дисциплины “Проектирование информационных систем”, “Моделирование информационно-вычислительных систем”, “Информационные и коммуникационные технологии в юриспруденции”. Учу студентов третьего курса тому, как писать техническое задание, документацию, тестировать системы. Провожу игры, например, на днях наглядно показала, что работа бизнес-системного аналитика не такая простая, какой кажется на первый взгляд. Я учу, как правильно писать задания для разработчиков. Для того чтобы это подавать корректно, постоянно прохожу курсы повышения квалификации.
— Можно выделить практикумы от ИТ-компаний. Дистанционно проходила один из таких от организации в Ульяновской области. Важна и волонтерская деятельность. Одной из белорусских организаций помогла составить аналитику по волонтерам. Руководитель проекта отметила, что, используя мою модель, можно улучшить качество данных о добровольцах. Интересно было посмотреть, как это работает за рубежом.
Кстати, хочу отметить, что в Белоруссии отлично развито ИТ-направление.
Сотрудничала также с молодежным советом при координационном центре доменов в РФ. Проходила обучение в их летней школе, а вообще, участвовала в деятельности организации год. Мы занимались, например, переводами с иностранных ресурсов материалов об ИТ, сетях, искусственном интеллекте. Это полезная практика, теперь свой опыт передаю студентам.
Студенты успевают всё
— Потенциально они обладают гораздо большей информационной базой. Раньше многое можно было почерпнуть из книг, нужно было идти в библиотеку. Сейчас информация повсюду. Преподаватель же сегодня, по сути, ментор, человек, который оценивает знания, направляет по нужному пути, отсеивает информационный мусор. А часть студентов начинают работать уже на первом курсе. ИТ-компании проводят интенсивы для ребят и летом привлекают не просто на практику, а уже на должность. “Прокаченных” юных программистов достаточно много. На последнем же курсе бакалавриата работают уже практически все. И что удивительно, успевают и пары посещать, и общественной жизнью заниматься, и деньги зарабатывать.
— О да, студенты сразу же вливаются во многие процессы, борются за гранты, запускают стартапы. Например, в этом году мы с группой выиграли вузовский грант: разработали систему портфолио. Недавно наш магистрант получил грант в один миллион рублей Фонда содействия инновациям. Оборудование в вузе прекрасное. При этом я предпочитаю использовать облачные технологии, чтобы студенты могли и дома заниматься. Это удобно в нашем деле написания блок-схем. Вообще, мой предмет предоставляет огромный простор для фантазии.
— Основа для разработки интерфейса сайта или приложения действительно жесткая, а вот дальше начинается интересное. Куда поставить какую-нибудь кнопочку, интегрировать рисунок, анимацию и так далее. Классные, иной раз просто прорывные идеи у тех, кто уже работает, имеет практику, опыт.
Искусственный интеллект и кибербезопасность
— Над методикой преподавания ИТ-дисциплин. Еще мне интересен искусственный интеллект. Как, впрочем, и студентам, которые активно его применяют. Расскажу такую историю: в дисциплине “Цифровой маркетинг” ребятам дали задание написать контент-план. И представляете, чуть ли не весь курс пришел с четко структурированными работами, хотя обычно я вижу хаотизацию. Спросила: использовали ИИ? Студенты честно признались, что да. Тогда стала внимательно изучать их работы и поняла, что запросы, которые ребята использовали, достаточно примитивные. Объяснила, что ИИ — это хорошо, но для него нужно умело прописывать задания, тогда и результат будет куда лучше. Мы этому как раз и учим. И знаете, студенты меня прекрасно поняли, окончательно осознали, зачем нужна моя дисциплина. Они уже пишут дипломные работы по ИИ, в том числе под моим руководством.
— Есть очень достойные. Например, недавно студент защитился по теме машинного обучения. Я сама предлагаю исследование ИИ, а потом говорю: если для вас сложно, могу другой вариант дать. Но нет, берут именно ИИ.
Дело еще в том, что сейчас в вакансиях для программистов одно из требований к соискателям как раз умение работать с искусственным интеллектом. Нужно соответствовать запросу рынка.
А еще одна тема, над которой мы работаем, — информационная безопасность.
— У вуза есть соглашения с ИТ‑компаниями, занимающимися кибербезопастностью. Среди них “Касперский”, “Астра Линукс”, Positive Technologies и другие. Студенты, которые развиваются в этом направлении, невероятно востребованы, их пытаются нанимать уже с первого курса. Ребята получают стипендии от компаний. Проводятся олимпиады, конкурсы. Очень популярный профиль, и студенты, которые обучаются по нему, отличные. Есть немало предметов на факультете, которые связаны с этой отраслью: основы информационной безопасности, криптография. Привлекаем практикующих преподавателей, которые работают на высоких должностях в ИТ-компаниях по безопасности, например из НПЦ “КСБ”, “Ростелекома”, “Интеха”.
Я ставлю студентам задачу написать задания для систем безопасности, вместе мы оцениваем риски, проводим аналитику. Это несколько иной подход по сравнению с тем же веб-программированием.
Может, это прозвучит немного пафосно, но я уверена, что наши студенты, выпускники готовы встать на защиту граждан, бизнеса, государства от мошенников, недружественных конкурентов, агрессивных государств. И в этом большая заслуга руководства вуза, которое делает всё, чтобы подготовить специалистов топ-уровня.
О пути в науке
— Мама работала в детском саду, папа — военный. Откуда у меня склонность к точным наукам, сказать сложно. Думаю, всё же повлияла школа. Математику у нас преподавала замечательный педагог Людмила Васильева. А классным руководителем была Зоя Иванова, учительница немецкого языка. Так что пришлось потом учить английский, чтобы публиковать статьи в международных сборниках. Поначалу было непросто. Например, в работах мы используем слово “тело”, а по-английски это body (не подходит нам) и solid (оно применяется). И такой специфики хватает. Из последних работ могу отметить статью для образовательной конференции, которая проходила в прошлом году в Ташкенте. Материал попал в международную научную базу.