Кандидат технических наук, преподаватель Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова Ольга ВАСИЛЬЕВА, уроженка столицы Чувашии, вот уже десять лет живет в Новочебоксарске. Вуз в свое время выделял молодым преподавателям жилье на ул. Жени Крутовой. Ольга Васильевна воспользовалась этой возможностью. Город ей нравится, особенно Ельниковская роща. Как и работа, на которую она с удовольствие отправляется каждое утро, а возвращается поздно вечером. И так зачастую семь дней в неделю.
“В выходные у нас проходят подготовительные курсы с детьми. В субботу, например, работаю в Доме научной коллаборации при ЧувГУ им. С.А. Абрукова, а в воскресенье — на “Малом физмате”. Кроме этого, провожу подготовительные курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по физике и математике”, — рассказывает Ольга Васильевна.
— Вы окончили школу в Чебоксарах?
— Да, первые девять классов училась в школе № 50. В юности увлеклась чтением детективных произведений и решила, что, когда вырасту, буду Шерлоком Холмсом в юбке. Поэтому после 9-го класса перешла в школу № 39. Там были классы с юридическим уклоном. . Однако, после школы поступать на юридический факультет не стала, выбрала физико-математический факультет ЧГПУ им. И. Яковлева. В 2004 году окончила университет по специальности “Учитель физики и информатики”. Позже прошла профессиональную переподготовку с правом преподавания математики. И вот уже 19 лет тружусь в стенах нашего университета.
— Хорошо учились?
— Да, и в школе, и в вузе на пятерки и четверки. Помню, в университете приходила после экзамена с четверкой. Радостная, все-таки по сложному предмету получила достойный балл. Но мама мне всегда говорила: четверка — это не наша оценка. Значит, нужно пересдавать. А когда уже начала преподавать в университете, взглянула на все это с другой стороны. Поняла, что в принципе оценки не так важны в этой жизни — главное, те знания, которые ты получил.
— Не пожалели, что выбрали именно это направление?
— Ни разу. Физик — это универсал. Любая наука тесно соприкасается с законами физики. Временами задумывалась о том, чтобы окончить и юридический факультет, но лишь с той целью, чтобы уметь ориентироваться в правовом поле. Быть следователем, юристом или адвокатом — это не мое. Мое призвание — работа со школьниками и студентами. Сеять разумное, доброе, вечное, как говорится. Мне необходимо живое общение. У меня, кстати, был недолгий опыт работы в одной юридической компании. Как оказалось, заниматься с утра до вечера бумажной работой — довольно скучное и утомительное занятие.
— Как вы поняли, что нужно идти работать в вуз?
— Подавала резюме после окончания вуза, как я уже сказала, работала параллельно в юридической компании. И вот, 7 сентября, в свой день рождения, решила откликнуться на предложение ЧувГУ. И уже 8 сентября 2004 года приступила к работе. Очень рада такому решению. Начинала работать я на кафедре медицинской и биологической физики, в то время мы относились к медицинскому факультету. Но потом произошла реорганизация: нашу кафедру объединили с кафедрой теплофизики, и она стала называться кафедрой прикладной физики и нанотехнологий. И сейчас мы уже относимся к факультету прикладной математики, физики и информационных технологий.
Сломать стереотип
— Как менялся факультет, ведь вы уже можете судить об этом?
— Начнем с того, что из года в год все меньше ребят выбирают физику в качестве вступительного испытания на технические факультеты. Это связано прежде всего с тем, что ребята боятся сдавать физику. Потому и конкурс на технические факультеты с годами становится меньше.
Однако нужно ломать эти стереотипы: физика не настолько сложна, как кажется на первый взгляд. На базе “Малого физмата” Дома научной коллаборации мы разработали и внедряем различные образовательные программы (“Юные Эйнштейны”, “Юный электротехник”, “Биофизика”) для работы с детьми с 8- 10 лет. Например, с “юными Эйнштейнами” изучаем законы, связывающие между собой различные физические явления, происходящие в природе, с юными электротехниками учимся собирать электрические схемы, знакомимся с измерительными приборами. Тем самым помогаем ребятам, преодолевая свой страх, потихоньку вливаться в научную среду и даем понять, что физика — это удивительная и увлекательная наука.
— Как медики относятся к физике?
— Поступая на медицинский факультет, многие ребята крайне удивляются, для чего им необходимо изучать физику, полагая, что врачу совершенно необязательно знать этот предмет. Но, надо понимать, что биологические процессы, протекающие в организме человека, связаны, в первую очередь, с физическими законами. Например, глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, а ухо позволяет не только слышать, но и сохранять равновесие. На занятиях по медицинской физике студенты проводят лабораторные работы по определению остроты слуха и зрения, измеряют артериальное давление, определяют основные гемодинамические показатели крови и изучают их изменения в зависимости от физической нагрузки. Грамотный врач должен не только уметь ставить верный диагноз и делать назначения пациентам, но и понимать взаимосвязь биологических процессов, происходящих в организме человека, причины, вызвавшие эти изменения.
— Как бы вы охарактеризовали свой стиль преподавания?
— Я стала гораздо строже, требовательнее. Всё меняется. Помню, в первые годы своей работы могла подолгу сидеть со студентами в парке, разбирая задачи по физике или высшей математике. Студенты пекли хачапури и приносили их с собой, чтобы не тратить время на обед. Ходили на кинопремьеры и театральные постановки. Добрые отношения со студентами в прошлом, но с квалифицированными врачами в настоящем сохранились и по сей день. Пришло время, когда те самые студенты приводят своих детей ко мне на подготовительные курсы. Но и с теми, кто разъехался по разным городам, все равно стараемся поддерживать связь. Даже была такая история: год назад мы ездили в Дагестан на курсы повышения квалификации. Ребята узнали, что я приехала на обучение, и прибыли из Хасавюрта в Махачкалу, чтобы со мной встретиться. Не виделись с ними семь лет!
— Сейчас студенты изменились?
— Студенты остаются студентами, но, чтобы стать востребованными специалистами, им необходимо “грызть гранит науки” с первых дней учебы.
— Вам больше нравится преподавать или заниматься научными изысканиями?
— Преподавать. Я влюблена в свою профессию. Очень нравится работать с малышами. У них горящие глаза, им всё так интересно, особенно что-то делать своими руками, делиться впечатлениями и знаниями. Иной раз с ними даже интереснее, чем со старшими. Один ребенок мне как-то сказал: “Я понял, кто вы. Вы такая строгая, прямо как Мэри Поппинс”.
— Вы много говорите о практикоориентированности? Ваша кандидатская работа тоже про это?
— Да, она связана с исследованием механизма горения гетерогенных конденсированных систем. Защита диссертации состоялась в прошлом году в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Заниматься этим направлением я начала, будучи студенткой четвертого курса при подготовке курсовой, а впоследствии и выпускной квалификационной работы на эту тему.
— Однако желающие могут поступить в ЧувГУ и пойти, например, вашим путем? Чем сегодня, на ваш взгляд, привлекает вуз?
— Безусловно, для тех, кто хочет заниматься наукой, важно, что за последние годы в университете оснастились практически все лаборатории. Студенты могут заниматься научной деятельностью в стенах университета, участвовать в различных грантовых проектах. Кроме этого, есть возможность участвовать в волонтерской деятельности, заниматься спортом и творчеством. Каждый желающий сможет реализовать себя, главное — не лениться. Современные образовательные технологии в подготовке специалистов будущего, совершенствование материально-технического обеспечения в университете вызывают восторг, желание работать, давать ход проектам, востребованным и сейчас, и в будущем.
Ольга ВАСИЛЬЕВА, преподаватель ЧувГУ, кандидат технических наук, доцент:
— Работа со студентами и школьниками мне очень нравится. В те дни, когда у меня нет занятий, я ощущаю упадок сил. Живая энергетика, живое общение мне необходимы. Возможно, эту любовь к детям мне привила мама, будучи педагогом дошкольного образования.