Главная  /  Новости  /  Наука и инновации  /  Помогая, учим самостоятельности

Помогая, учим самостоятельности

16.12.2024

Мы продолжаем знакомить вас с учеными Чувашии, которые во время объявленного Президентом России Владимиром Путиным Десятилетия науки и технологий определяют векторы развития своих сфер не только в республике, но и в стране. Мы побеседовали с доцентом кафедры русского языка и литературы Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова Ириной ИВАНОВОЙ.

Из физиков в лирики и обратно

— Ирина Константиновна, как начинался ваш путь в науке?

— Я окончила школу № 16 в Новочебоксарске, последние 10-й и 11-й классы у меня были с физико-математическим уклоном. Но всегда любила литературу, потому поступила на филологический факультет Чувашского госуниверситета, в вузе окончательно поняла, что это мое. По окончании университета трудилась в новочебоксарской школе № 5 учителем русского языка и литературы, затем получила предложение работать в ЧувГУ, параллельно окончила аспирантуру в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге, защитила там диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук.

— Над какой темой работали?

— Работа называется “Поэтика романа И.В. Гете “Избирательное сродство”. Это произведение символическое, с глубоким научным подтекстом. Гете был не только писателем, но и ученым, можно сказать, что это тот же Ломоносов, только в Германии. На филологическом факультете ЧувГУ стала преподавать историю зарубежной литературы. Второй год в университете руковожу Центром по работе с одаренной молодежью. Задача Центра — сделать так, чтобы студенты, которые со школьной скамьи участвовали в олимпиадах, различных конкурсах, продолжили раскрывать свои таланты в вузе. И это получается. Мы готовим студентов для участия в форумах, международных, всероссийских, республиканских олимпиадах, причем всё это за счет университета. Победители становятся обладателями грантов. Сейчас, например, трое магистрантов стали претендентами на грант Президента России от центра “Сириус”. Это студентка — победитель олимпиады “Я — профессионал” и двое ребят с машиностроительного факультета. По результатам достижений, о которых они заявили, и были оценены “Сириусом”.

Центр одаренных

— Расскажите о вузовской структуре, которую возглавляете.

— Центр открыли 10 лет назад, когда в стране только началось восстановление олимпиадного движения. С того момента и по сегодняшний день он помогает студентам грамотно “войти” в олимпиадный процесс. Развитие Центр получил с приходом на руководящую должность Дарьи Троешестовой, сейчас она директор Высшей инженерной школы, которая второй год работает в ЧувГУ. Сейчас основное направление работы — формирование качественного наставничества. Основной принцип здесь такой: к молодежи нужно относиться не как к объекту, а как к субъекту.

— А сами вы лично занимаетесь с ребятами?

— В последнее время, точнее с 2019 года, работаю с проектными командами. Они выигрывали миллионные гранты: от Фонда содействия инновациям, университетские, социальные, “Твой ход”. Причем эти гранты технологические, а выигрывают их мои гуманитарии. Доказала, что это возможно. Студенты этого направления сильны в презентации, а это 70% успеха. Поняла, что мне как наставнику нужно “прокачиваться”, поэтому обучалась в различных школах, в том числе в “Сколково”. Запомнилась программа “Голос поколения” в пятигорском Центре знаний “Машук”. Там настраивают на творческий процесс, от которого ты получаешь огромное удовольствие. А самое главное, понимаешь, что работа с молодежью имеет не только местное, но и государственное значение. Кто, как не преподаватель, может донести до студента мысль, что он — гражданин своей страны.

— Как можно охарактеризовать нынешнее поколение?

— Ни одно из поколений не является плохим. Просто у каждого из его представителей, выросших в определенных исторических условиях, есть выработанные позиция и мировоззрение. Нынешнее поколение, например, обладает такими компетенциями, которых нет у нас. Учитывая, что современные студенты родились уже в эпоху цифровизации и владеют теми же гаджетами лучше, чем все остальные, они быстрее реагируют на многие ситуации. При этом у них есть запрос на помощь, сопровождение. В этом-то и суть моей работы, да и всего университета. Хотя учим ребят еще и самостоятельности. Когда поступившие в вуз впервые встречаются со мной, я всегда говорю: “Поздравляю, теперь вы взрослые, свободные люди. А свобода с точки зрения философии экзистенциализма — это ответственность. Вы свободны, поэтому ответственны за всё”. Сначала ребята смеются, но довольно быстро понимают, что так оно и есть.

— И что они делают с этим пониманием?

— Проявляют инициативу. Например, на днях в наш вуз приезжали директора крупнейших предприятий Чувашии, чтобы послушать в рамках акселератора студентов, представлявших свои проекты. На первом этапе акселератора было 70 проектов, во второй прошли 50, а на третьем перед потенциальными инвесторами выступили десять команд. Студенты получают предпринимательские компетенции прямо в университете абсолютно бесплатно. Заходи и делай: есть трекер, есть наставник. В рамках этого акселератора я работала трекером с шестью командами. Проекты получили университетский грант, имеют возможность отправить заявку в Фонд содействия инновациям. Там можно получить на реализацию от 1 до 3 миллионов рублей. Например, команда с факультета ИВТ разработала программу для глухих и слабослышащих, которая может использоваться на предприятиях, обеспечивающих рабочими местами людей с ОВЗ: она легко интегрируется со специально оборудованным для лиц с нарушением слуха рабочим местом.

— Для того чтобы прийти к такому, нужно ведь определенным образом воспринимать мир?

— Университетское образование тем и отличается от любого другого, что оно расширяет кругозор. Поэтому такой большой корпус “логий”: психология, социология и так далее. Не все студенты с самого начала понимают, зачем это всё им, но потом осознают, что без широкого взгляда на мир им ничего прорывного не создать. И что важно, эти науки развивают чувство сопричастности, даже сострадания другим. Те же вышеописанные проекты — тому подтверждение. Да и вообще ребят мы “затачиваем” на то, что они будущие создатели. И так в рамках каждого направления работы вуза: Высшей инженерной школы, Центра по работе с одаренной молодежью, “Приоритета-2030” и многих других. Всё это функционирует при непосредственной поддержке и инициативе нашего ректора Андрея Александрова.

— А младшие возрасты, не студенческие, задействованы?

— Олимпиады мы в университете проводим и для школьников. Например, “Надежда машиностроения”, “Надежда электротехники”, турнир юных математиков, “Битва лицеев”, зимний и весенний фракталы, да чего только нет для детей! Таким образом создаем базу будущих одаренных юношей и девушек. Чему способствуют и такие подразделения, как ДНК имени Абрукова, малый физмат… У нас университет как муравейник. Целый день здесь мальчики и девочки, начиная уже с начальной школы. А в субботу и воскресенье посетителей чуть ли не больше, чем в будние дни! Потому и в олимпиадах участвуют тысячи человек, множество призеров. И все они проходят через наш Центр, который дает огромные возможности для развития. А университет, без преувеличения, часть технологического прогресса Чувашии. Работая в связке с предприятиями, мы уверенно можем сказать: у всех, кто учится в ЧувГУ, однозначно есть огромные перспективы.

— А для ОЭЗ “Новочебоксарск” вуз может стать якорным?

— Чувашский госуниверситет может дать многое для развития этого проекта, могу сказать точно. Например, наш химико-фармацевтический факультет — это очень серьезная база. Молодые ученые, которые там работают, занимаются передовыми разработками в своих областях, ежегодно получают миллионные федеральные гранты. Хочется отметить, что за последние годы число молодых преподавателей в вузе заметно выросло. Ребята очень инициативные, действительно стремятся к изменениям. Так, они организовали в ДК ЧГУ научные батлы, где в течение пяти минут рассказывают о серьезной науке. Не каждый это может, а они легко. На эти батлы приходят многие и понимают, что наука — это не дальний космос, это то, чем заниматься вполне реально в любом возрасте.

***

Ирина ИВАНОВА, руководитель Центра по работе с одаренной молодежью ЧувГУ:

— Рада тому, что могу помочь студентам раскрыться. Сейчас возможностей у молодежи огромное количество. Ничего невозможного нет, как показывает мой опыт. Я мать троих детей, и это обстоятельство совершенно не мешает ни в преподавательской деятельности, ни в работе со студентами, ни в написании научных работ. Дети — это вдохновение. И студенты тоже, когда видишь, что они твердо стоят на ногах. Наша задача — поддерживать высокий уровень мотивации, стремление к знаниям, раскрытию своего потенциала.

Дмитрий НОВАК. Газета “Грани”. 2024. 14 декабря.