Аракелян Александр Карапетович (23 сентября 1923 – 20 января 2013) родился в городе Александрополь Армянской ССР (ныне – г. Гюмри в Армении). Детство и юность Саша провел в приморском городе Баку – столице Азербайджанской ССР. Вел активную общественную жизнь, посещал занятия драматического кружка и участвовал в школьных спектаклях, но особенно сильно будущего профессора манила авиация. Любовь к ней привела Сашу сначала в кружок по авиамоделестроению при городском Доме пионеров, в который он был принят в 1937 году, а затем, в 1940 году, в аэроклуб. Год спустя, весной 1941 года, Саша окончил среднюю школу.
Впоследствии Александр Карапетович вспоминал, что начало Великой Отечественной войны он застал в Азербайджанском индустриальном институте имени М. Азизбекова. Утром 22 июня 1941 года юноша пришел в вуз, чтобы определиться, на какую специальность подавать документы. Позднее он напишет, что «мечтал стать архитектором, так как неплохо рисовал, на худой конец – строителем». Но в планы молодого человека вмешался пожар разгоревшейся войны.
Вот как он описывал тот страшный день: «К полудню я поехал в институт. В вестибюле вуза, где была выставлена вся информация по условиям приема, толпилось много юношей и девушек, которые смотрели объявления, обменивались мнениями, получали консультации… И вдруг гул в помещении затих, и пошел слух о том, что началась война с немцами. Все моментально поспешили к выходу, и я в том числе. На улице увидел толпу людей. Подбежав ближе к репродуктору, я уловил последние слова говорящего: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» У меня сразу же отпало желание вернуться в помещение приемной комиссии института. Я побежал в Дзержинский райвоенкомат…».
Как аэроклубовец Александр был направлен в Тбилисскую 26-ю военно-авиационную школу пилотов. Окончив ее весной 1942 г. с хорошими летными данными, наш герой был направлен в Черниговское военно-авиационное училище летчиков-истребителей, где готовили боевых пилотов на самолетах И-16. После завершения летной подготовки к осени 1942 г. из выпускников училища был сформирован батальон парашютистов-автоматчиков для десантирования в тыл рвущегося к Сталинграду врага. Вскоре после месячной подготовки бойцы были доставлены на точку, где их должен был взять десантный самолет для забрасывания в район г. Калач, находившегося недалеко от Сталинграда. Тем не менее, десантный самолет так и не был прислан, поэтому в план операции были внесены существенные изменения. На восточный берег Волги бойцы добрались железнодорожным эшелоном. Александр Карапетович вспоминал, что река встретила солдат горящим пламенем, возникшим после разлива горючего вследствие разрушения врагом нефтехранилищ севернее Сталинграда. Несмотря на разлив тонн нефти и мазута, лед еще не растаял, поэтому форсировать реку на плотах было невозможно. Бойцам пришлось ждать, пока откроется вода. Когда река, наконец, освободилась, начался штурм. Несмотря на шквальный огонь врага с противоположного берега и огромные потери, соединение Александра Карапетовича прорвалось в разрушенный Сталинград. Спустя несколько дней боев окруженные вражеские части сдались вместе с командующим, а оставшиеся в живых советские бойцы, среди которых был и лейтенант Аракелян, стали первыми посетителями универмага, в подвале которого находился штаб фельдмаршала Паулюса. Отдельно Александр Карапетович отмечал величину потерь, ценой которых досталась Победа – из 350 курсантов, зачисленных в батальон, выжило около 100-150 бойцов.
После победоносного завершения Сталинградской операции истерзанное в боях соединение было собрано и вновь перевезено в училище, перебазировавшееся в станицу Ленинградскую Краснодарского края. Здесь курсантам предстояло изучить конструкцию, освоить управление, особенности пилотирования и стрельбу из бортового оружия истребителей конструкции Яковлева – Як-1 и Як-7, более современных и технически совершенных в сравнении с межвоенными И-16. Повторно окончив училище, старший лейтенант Аракелян был направлен в расположение 122 гвардейского авиаполка 15-й Воздушной Армии 2-го Прибалтийского фронта. Основной боевой задачей летчиков было сопровождение пикирующих бомбардировщиков Пе-2, бомбивших передний край обороны немцев в районе Кенигсберга. Позже Александр Карапетович напишет о боестолкновениях с вражескими истребителями Мессершмитт-109, во время одного из которых выпущенный неприятелем снаряд пробил обшивку самолета А.К. Аракеляна и ранил его в левую руку. Но, к счастью, серьезных травм нашему герою удалось избежать. Конец войны Александр Карапетович встретил в Восточной Пруссии, в городе Витенсберг. Спустя месяц его соединение перебазировалось в Литву, в город Шауляй, затем в город Вильнюс. Исходя из высоких боевых навыков старший лейтенант Аракелян был командирован в Академию им. Жуковского, но во время визита домой в отпуск, предоставленный после окончания войны, Александр Карапетович, как он впоследствии отмечал, «почувствовал тягу вернуться на гражданку и окончить вуз».
Посвятив более 10 лет летному делу, Александр Карапетович был демобилизован из вооруженных сил в 1948 г. Дома будущий доктор наук устроился техником на завод сельскохозяйственного машиностроения, но сохранил стремление получить высшее образование. Интерес к электрооборудованию самолетов определил его выбор поступить на энергетический факультет Индустриального института в 1948 году. После его окончания в 1953 году Александр Карапетович был рекомендован в аспирантуру, но он решил потрудиться в одном из пострадавших от войны районов, возглавив коллектив электроцеха строящейся электростанции «Краснодарэнерго». Пятилетний опыт работы в электроэнергетике и понимание проблем в области автоматизированного электропривода приводят его в аспирантуру МЭИ в 1958 году. В 1961 году он успешно оканчивает аспирантуру и начинает свой преподавательский путь в качестве ассистента в Волжском филиале МЭИ. После открытия в 1967 году Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова и вплоть до 1971 года он занимает должность проректора по учебной работе. В 1969 году он открыл аспирантуру при кафедре и организовал выпуск межвузовского сборника научных трудов по автоматизированному электроприводу. В 1990 году профессор Аракелян создал первую в стране систему высоковольтного регулируемого электропривода с вентильным двигателем для питательного насоса на Новочебоксарской ТЭЦ-3 ОАО «Чувашэнерго». За свою плодотворную научную карьеру Александр Карапетович опубликовал 6 монографий, 35 учебных пособий, свыше 150 статей, зарегистрировал 21 изобретение. Его научная эрудиция, профессионализм, трудолюбие, интеллигентность, внимание к людям и доброжелательность снискали заслуженное уважение и любовь со стороны многочисленных учеников, коллег и друзей.
Ветеран Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, доктор технических наук, профессор ЧГУ имени И.Н. Ульянова Александр Карапетович Аракелян ушел из жизни 20 января 2013 года в возрасте 89 лет. Его именем названа уникальная лаборатория силовой преобразовательной техники, открытая на факультете энергетики и электротехники ЧувГУ в 2021 году.
#НаучныйПолк #НаучныйПолк2025