Главная  /  Новости  /  Ветераны войны ЧувГУ  /  Ушел на фронт добровольцем

Ушел на фронт добровольцем

10.05.2011

Несколько слов о своей родословной. Я родился 23 сентября 1923 года в Армении, Александрополе (Ленинакане). Мой прапрадед по матери служил волонтером в Русской Армии в годы войны России с Персией (1826-1828 гг.), был награжден орденом, правом получить земельный надел и причислен к дворянскому сословию. Отец был крестьянином. В год геноцида армян в Турции (1915 г.) его родители погибли. Мой младший брат, строитель по образованию, дважды лауреат Государственной премии – бывший заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.

Весной 1941 года я окончил среднюю школу и аэроклуб в г. Баку. С началом Великой Отечественной войны добровольцем ушел в армию и был направлен в 26-ю Военно-авиационную  школу  пилотов г. Тбилиси. Окончив ее весной 1942 г. с хорошими летными данными, был направлен в Черниговское военно-авиационное училище летчиков-истребителей, где готовили боевых летчиков на самолетах И-16.

По завершении летной подготовки к осени 1942 г. по приказу Верховного главнокомандующего из нас, выпускников, сформировали батальон парашютистов-автоматчиков для десантирования в тыл немцев, которые стремились к Сталинграду . Вскоре после месячной подготовки мы были доставлены в г. Красповодск, где нас должен был взять десантный самолет для забрасывания в район г. Калач (под Сталинградом).

Однако десантный самолет так и не прислали. Мы ехали по железной дороге через г. Аральск на восточный берег Волги. Река встретила нас горящим пламенем, возникшим после немецкой бомбардировки нефтяных складов севернее Сталинграда. По льду Волги текла нефть с мазутом, лед еще не растаял, поэтому невозможно было форсировать реку на приготовленных плотах. Пришлось ждать, пока откроется вода. Начали форсирование реки под шквальным огнем немцев с противоположного берега. На наших глазах погибло много курсантов, затонувших на самодельных плотах.

Мы оказались в Сталинграде – разбитом до основания городе. После нескольких дней боев немцы сдались. Был пленен командующий Паулюс, и мы, оставшиеся в живых, были первыми посетителями универмага, в подвале которого на сеновале укрывались немцы.

После всего этого нас, оставшихся в живых (из 350 человек выжило около 100-150 курсантов-летчиков) собрали и снова перевезли в училище, теперь перебазировавшееся в Краснодарский край, в станицу Ленинградскую.

Пришлось переучиваться летать на истребителях самолетов конструкции Яковлева: ЯК-1, Як-7. Необходимо было изучить конструкции этих самолетов, особенности пилотирования, стрельбу из бортового оружия. Повторно окончив училище, я был направлен  в Прибалтийский фронт – в расположение 122 гвардейского авиаполка 15-й Воздушной Армии.

Нашей боевой задачей было сопровождение бомбардировщиков-штурмовиков Пе-2, бомбивших передний край обороны немцев  г. Кенигсберг. При сопровождении этих авиаполков над Балтийским морем часто встречались с немецкими мессершмитами, которые пытались отбить нас от бомбардировщиков. Завязывались воздушные бои, но врагам не удавалось нанести большой ущерб. Во время одного из нападений немец ударил мне в спину, надежно защищенную бронеспинкой. Разорвавшийся  снаряд своим осколком поранил левую руку. Обошлось без серьезной травмы.

Конец войны я встретил в Восточной Пруссии, в г. Витенсберг. Спустя месяц мы перебазировались в Литву, в г. Шауляй, затем в г. Вильнюс. По своим боевым навыкам я был командирован в Академию им. Жуковского. Однако после отпуска, предоставленного после окончания войны, ездил в Баку к родным. Там, встретив своих однополчан, ранее демобилизованных по ранению, почувствовал тягу вернуться на гражданку и окончить вуз. Это удалось реализовать после демобилизации в 1948 г.

Ветеран Великой Отечественной войны,
профессор кафедры систем автоматического управления электроприводами
Чувашского госуниверситета имени И.Н. Ульянова
А.К. АРАКЕЛЯН.