«Ориентиры развития науки и высшего образования заданы Президентом в его Послании Федеральному Собранию, Указе о национальных целях и в обновленной Стратегии научно-технологического развития. Опираясь на уже сформированный задел, планируем обеспечить достойный вклад в достижение технологического лидерства и других национальных целей. Сконцентрируем усилия на двух ключевых направлениях — подготовке высококвалифицированных кадров для приоритетных отраслей экономики и развитии передовых исследований и разработок», — сказал Валерий Фальков. ⠀
Совместно с Минпромторгом проработаны запросы ключевых отраслей. Например, в нацпроекте «Беспилотные авиационные системы» предусмотрена подготовка кадров с точностью до региона и конкретного специалиста до 2030 года.
Аналогичная работа проведена по формируемым нацпроектам «Экономика данных», «Станкостроение» и «Радиоэлектроника».
Зарекомендовал себя флагманский проект Минобрнауки — Передовые инженерные школы, в которых готовят специалистов под запросы технологических компаний. Сейчас создано 50 таких школ, к 2030 году их будет уже 100.
Валерий Фальков отметил необходимость корректировки модели высшего инженерного образования. Суть изменения — усиление единого ядра инженерного образования с акцентом на практикоориентированность, подготовку специалиста за один такт при увеличении срока обучения и тесной связи с работодателем.
Для повышения качества медицинского образования будут обновлены стандарты, определяющие требования к педагогическим кадрам, клиническим базам, помещениям и материально-техническому оснащению, скорректирован ФГОС по клинической медицине, усовершенствован порядок открытия вузами новых образовательных программ (в принятии этих решений будет участвовать Минздрав).
Наряду с указанными мерами необходимо организовать программу повышения квалификации преподавателей медицинских дисциплин в ведущих вузах и научных институтах, обновить оборудование, усилить связь с клинической практикой.
Ключевой приоритет Минобрнауки России — обновление национальной системы высшего образования. По Указу Президента реализуется соответствующий пилотный проект в 6 вузах. Речь идет об усилении фундаментальной составляющей и поддержке соответствующих преподавателей. При этом по-другому должна быть организована практика. Все в совокупности это требует иных сроков подготовки по целому ряду специальностей и направлений. В самое ближайшее время будут представлены обобщенные выводы, а с 2025 года планируется масштабировать наработки.