Сейчас она вместе с двумя командами реализует два очень интересных грантовых проекта. Поговорили об этом и выяснили, что стоматология в Чувашии — одна из самых передовых в России.
— Алина Владимировна, посмотрел как-то сюжет на местном телевидении о ваших проектах, и захотелось узнать подробнее. Расскажите об этих разработках.
— Давайте начнем с мобильного приложения для стоматологов ColorDent. Грант в размере 1 млн рублей от Фонда содействия инновациям (ФСИ) на реализацию проекта мы получили год назад, сейчас сдаем отчет о результатах работы. Суть разработки в том, что нужно сфотографировать зубы, посмотреть, какие пломбировочные материалы имеются, и в зависимости от этого приложение выдает нам информацию о том, какие цвета необходимо использовать для реставрации при дефекте или кариесе. Софт почти готов. Так как мы медики и сами в ИТ-сфере разбираемся слабее, чем профессионалы, в основном средства гранта мы использовали на наем программистов.
— Я смогу скачать это приложение?
— Технически да, любой желающий сможет. Но только зачем, сами же себе вы пломбу не поставите. Приложение важно для врачей, клиник, студентов. Его можно будет приобрести за небольшую плату. По практике, а она у меня более десяти лет работы с пациентами, могу сказать, что подобрать цвет для реставрации достаточно сложно, поэтому наш ColorDent суперактуален.
— Насколько я знаю, другая разработка в совершенно ином направлении.
— Второй проект — состав для укрепления зубов и десен Remis. Также получили 1 млн рублей от ФСИ на его реализацию. С января этого года проводим лабораторные исследования. Суть в том, чтобы любой желающий мог приобрести конфетку, спокойно сосать ее, а в это время происходит процесс укрепления, снимаются воспаления.
Продукт очень нужный, ведь, как мы знаем, болезни зубов приводят к недугам во всем организме. Так что, по нашей задумке, любой может приобрести конфетку, если, конечно, у человека нет противопоказаний. Сначала испробуем состав на взрослых, потом уже перейдем к исследованиям влияния на детей. У маленьких и дозировка отличается, и компоненты могут вызвать другие реакции.
— В аптеках конфетки мы скоро сможем приобрести?
— Чтобы они были там, необходимо привлечение инвесторов. Мы общались с фармацевтическими производствами, как правило, чтобы запустить конвейер, необходимы тонны сырья, штучно они выпускать продукцию не могут. Поэтому нужны дополнительные средства на заказ объемов в лабораториях заводов. Понятно, что 1 миллион — это только на исследования. Но уже хорошо, что две лаборатории согласны взяться за наш продукт, потому ищем выходы: рассматриваем инвестиционные фонды, в том числе венчурные, организации, например центр “Мой бизнес”, попробуем встать под крыло национальных проектов. Варианты есть. Если всё сложится, в течение года сможем уже выйти на рынок готовой продукции, которая будет доступна любому желающему.
— А как вообще устроен отбор проектов на грант ФСИ?
— Это конкурс. Чтобы претендовать на грант, необходимо соответствовать множеству условий. Можно выступить с презентацией идеи, можно показать готовый продукт. Если, как у нас, это первый вариант, нужно изучить рынок, потребителей, составить бизнес-план, обозначить, через какое время на какой доход мы выйдем, показать затраты, обосновать привлечение тех или иных специалистов. Мы выступили с презентацией перед комиссией, ответили на вопросы. Затем на сайте ФСИ вывесили списки: мы выиграли! Но это только начало. Фонд отслеживает каждый этап работы, проверяет, целевым ли образом расходуются грантовые средства. На кофе или такси их потратить точно не получится, скажем так. Ежемесячные, ежеквартальные отчеты с приложением чеков — всё это делаем через открытое нами ООО.
— Расскажите о тех, кто работает с вами.
— У нас две команды под два проекта, о которых я и рассказала. Из студентов собирали их не наспех, все ребята разносторонние, то есть каждый специализируется в каком-то своем направлении. С ними выиграли уже пять грантов: два от ФСИ, три — от ЧувГУ, по 75 тысяч рублей каждый. Сейчас вместе со вторым проектом прошли в полуфинал конкурса “Сбер. Акселератор”.
— Как он устроен?
— Это ежегодное мероприятие. В прошлом году мы участвовали с командой Remis. Тоже прошли в полуфинал, но дальше не смогли. Надеемся на финал в этом году с ColorDent. Он пройдет в Москве уже в этом году. Площадка Сбера нам очень нужна: это работа с экспертами, взаимное обучение с такими же командами, продвижение продукции и идей.
— Команды собирает далеко не каждый преподаватель, тем более под проекты. Как вы пришли к мысли, что стоит этим заниматься?
— Как-то разговорились со студентом-третьекурсником, который обучался на зубного техника, сможем ли мы создать пластину для зубов быстро и не очень затратно. И занялись этим под руководством заведующего нашей кафедры. Пластину мы сделали, даже опробовали ее, хотели отвезти нашим бойцам в зону СВО, но последнее оказалось сложной задачей, от нее в итоге отказались. Тогда решили подавать на гранты, однако, изучив положения конкурсов, поняли, что в таком виде нашу разработку представлять нельзя. И переключились на мобильное приложение, затем взялись за состав.
— Что вы преподаете?
— Сейчас хирургическую стоматологию на третьем и четвертом курсах, до этого преподавала челюстно-лицевую хирургию, лечебное дело. На стоматолога, пусть это прозвучит и банально, нужно учиться всю жизнь. Диплом об окончании вуза только начало. Конкурентоспособность — одна из важнейших составляющих профессии, тем более учитывая высочайший уровень оказания стоматологических услуг в Чувашии. Не хочу обижать или принижать достижения других регионов, но говорю как есть: у нас качество оказания медицинской помощи пациентам в стоматологии гораздо выше, чем у многих, знаю это не понаслышке. Чувашия — база для пилотных проектов в этой сфере. Поэтому к нам приезжают учиться из других регионов, стран, наши выпускники востребованы по всему миру. Это не громкие слова, а реальность.
— Почему так?
— База, которую дают в ЧувГУ, в каких-то аспектах выше, чем в университетах крупных городов. Мы сотрудничаем с ними, поэтому знаем, как на самом деле обстоят дела. Поэтому в ту же Новочебоксарскую городскую стоматологическую поликлинику сейчас пришли на работу 14 молодых специалистов-выпускников нашего вуза. А НГСП — это одна из ведущих государственных клиник Чувашии, уровень медиков здесь очень высокий. Кстати, ежегодно в ведомственные стоматологические учреждения требуются примерно 30-35 специалистов. Не говоря уже о частных клиниках. Наши студенты понимают, что востребованы, поэтому прикладывают огромные усилия, чтобы впоследствии качественно выполнять свою работу. И школьники знают, что стоматологи будут востребованы всегда, поэтому как-то особенно рекламировать наш факультет не имеет смысла: конкуренция при поступлении у нас очень высокая.
— За счет чего, на ваш взгляд, это стало возможно?
— Здесь стоит сказать огромное спасибо ректору ЧувГУ Андрею Александрову, всему руководству вуза, факультета. Все они прикладывают неимоверные усилия, чтобы в университете было комфортно, интересно, чтобы он был в числе лучших в стране по многим показателям. И мы, преподаватели, с удовольствием подхватываем их инициативы, выдвигаем свои, получаем всю необходимую поддержку.
***
Алина СМИРНОВА, преподаватель кафедры ортопедической стоматологии и ортодонтии ЧувГУ:
— Если даже в стоматологии роботы когда-то будут выполнять операции, то это будет происходить под руководством врачей. Как человек, проработавший в практической области экстренной помощи, могу сказать, что в нашей профессии большую роль играет седьмое чувство, которого нет у машины. Не бывает так, что ты лечишь по единому шаблону, вариаций случаев невероятное количество. Иногда интуитивно понимаешь, как именно нужно поступить, какой метод применить в тот или иной момент. Бывали случаи, когда просыпалась ночью и понимала, что сейчас позвонят, нужно будет ехать на срочную операцию. И минут через пять действительно звонили. Роботу такое чувство точно недоступно.
Дмитрий Новак. Газета “Грани”. 2024. 28 сентября.