Настоящее издание является первым в России учебным пособием по этой наукоемкой технологии для обучения конструкторов и технологов в вузах. Ранее в 2012 г. была издана монография Р.Р. Котлышева «Сварка трением с перемешиванием» в Донском государственном техническом университете, а в 2022 г. – В.Н. Стаценко «Тепловые процессы при сварке трением с перемешиванием» Дальневосточный федеральный университет.
Авторы настоящего издания в течение длительного времени были причастны как к изучению особенностей процесса сварки трением с перемешиванием, так и к его внедрению в серийное производство, к изготовлению специального сварочного оборудования.
В книге приведены историческая справка, определение, физика и технология процесса сварки трением с перемешиванием, описаны преимущества и недостатки технологии. Показаны конструктивные решения и технические характеристики действующих установок, включая требования к системам управления и их алгоритмическому обеспечению. Рассмотрены результаты работ по отработке технологических режимов сварки разноименных сплавов из меди и алюминия. Дана практика применения технологии в серийном производстве в машиностроении, приборостроении и в изготовлении строительных конструкций и опыт ведущих российских институтов в освоении этой технологии.
Целевая аудитория книги – студенты вузов и научные работники машиностроительного профиля и электротехнологий. С книгой можно ознакомиться в библиотеке Чувашского госуниверситета.
Лидером в разработке и организации производства технологического оборудования для сварки трением с перемешиванием в 1990-х гг. стала шведская компания «ESAB» в партнерстве с Британским институтом сварки «TWI».
В России первые работы по СТП проводились в НИИ авиационных технологий под руководством профессора М.М. Штрикмана совместно с сотрудниками ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. Результатом этих работ стало внедрение технологии СТП при изготовлении металлической основы из алюминиевого сплава металлокомпозитного баллона высокого давления.
Как показал мировой опыт, максимальный экономический эффект с использованием технологии СТП можно получить при изготовлении крупногабаритных конструкций из алюминиевых сплавов. Изделия такого типа – автомобильные полуприцепы – производит ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель» на основе технологии сварки трением с перемешиванием, внедренной с 2007 года совместно с компанией ESAB. В 2015 г. в ЦНИИ КМ «Прометей» состоялось совещание главных сварщиков и специалистов предприятий авиакосмической отрасли и профильных научных организаций, где, опираясь на результаты работы предприятия «Сеспель», было принято решение рекомендовать внедрение технологии СТП в сварочное производство.
В Чувашском госуниверситете в 2016 г. была организована лаборатория современных способов сварки на машиностроительном факультете. Сотрудники лаборатории, машиностроительного факультета и кафедры электропривода факультета энергетики и электротехники на основе обрабатывающего центра «Микромат-9С» собрали опытную установку для проведения работ по отработке технологии сварки в твердой фазе и изучения сопутствующих эффектов. Так силами ученых нашего вуза в 2020 г. была разработана и произведена опытно-промышленная установка СТП «Малахит» для Института физики металлов имени М.Н. Михеева УрО РАН (г. Екатеринбург), о которой мы писали ранее.
На основе опыта создания и эксплуатации СТП «Малахит» коллектив авторов книги выработал техническое задание, инфраструктуру и архитектуру для технологии сварки трением с перемешиванием, которая сейчас успешно внедряется в развитые станционные изделия производства ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель».
О. Герасимова.