Интенсивная работа по обоснованию модели иноязычной коммуникативной компетенции и разработке на её основе пороговых уровней владения иностранным языком проводилась Советом по культурному сотрудничеству при Совете Европы и завершилась принятием документа «Общеевропейская компетенция в изучении и преподавании иностранного языка» (Система уровней владения иностранным языком Совета Европы). В данном документе представлены параметры и критерии оценки уровней владения иностранным языком и коммуникативной компетенции как цели обучения, а также способы её оценки с использованием тестовых технологий. В документе «Общеевропейская компетенция» система уровней владения языком представлена тремя пороговыми уровнями: Уровень А (элементарное владение), который подразделяется на А1 (уровень выживания) и А2 (предпороговый уровень); Уровень В (свободное владение), включающий В1 (пороговый уровень) и В2 (пороговый продвинутый уровень); Уровень С (совершенное владение), в состав которого входит С1 (высокий уровень) и С2 (владение языком в совершенстве).
В 1990 г. по инициативе университетов Кембриджа и Саламанки была создана Ассоциация лингвистических тесторов Европы (ALTE), которая в настоящее время осуществляет единый контроль при проведении сертификационных экзаменов по иностранным языкам.
Россию как ассоциированного члена ALTE с 1999 г. представляет Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку в лице консорциума ведущих вузов системы: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов, Санкт-Петербургского государственного университета. ALTE признаёт российский государственный сертификат, удостоверяющий результаты тестирования. Российская государственная система тестирования представлена также в качестве действительного члена Международной ассоциации образовательных оценок (IAEA) и в других зарубежных организациях.